Что можно сделать из пилы Дружба
Содержание
- 1 Что можно сделать из пилы Дружба
- 1.1 Что можно сделать из пилы Дружба?
- 1.2 Как отрегулировать карбюратор на бензопиле Дружба-4
- 1.3 Регулировка карбюратора бензопилы Дружба
- 1.4 Трансмиссия.
- 1.5 Самостоятельный ремонт бензопилы Дружба – советы экспертов
- 1.6 Преимущества и недостатки
- 1.7 Лесоэксплуатация и транспорт леса
- 1.8 От топора до лесного комбайна. Часть IХ
- 1.9 Отзывы владельцев
Что можно сделать из пилы Дружба?
Конечно, изначально всем известная пила «Дружба» проектировалась как агрегат, предназначенный для пилки дров, валки деревьев и подобных работ. Постепенно к ней начали выпускать такие насадки, которые в значительной степени позволили увеличить её функциональность. Соответственно, стала расти популярность бензопилы «Дружба» среди населения. Появлялись умельцы, которые своими силами создавали для неё некоторые усовершенствования и дополнения. Скажем сразу, получались довольно оригинальные устройства.
Как отрегулировать карбюратор на бензопиле Дружба-4
Регулировка карбюратора бензопилы Дружба-4 требуется, когда двигатель начинает работать некорректно – глохнет на холостых, при подаче газа не набирает обороты, «проваливается».
Для доступа к регулировочным винтам карбюратора КМП-100 не надо снимать крышку корпуса, они всегда открыты и доступны. На корпусе карбюратора нет маркировки винтов, как на современных бензопилах. Первый винт, который находится ближе к цилиндру, регулирует подачу топлива на малых и средних оборотах. Второй винт – главный, он регулирует подачу топлива на максимальных оборотах
Необходимые инструменты
Для работы требуется отвертка (минус). При желании можно использовать электронный тахометр. Он покажет число оборотов до и после регулировки.
Общий алгоритм регулировки
Карбюратор регулируют разными способами. Самая простая и эффективная — текущая регулировка в процессе работы.
Много бензина — закручивают
- Двигатель прогревают в течении 5-10 мин.
- Если в режиме «газ на всю» двигатель работает как на холостых (не развивает обороты из-за излишка бензина в топливно-воздушной смеси), второй (дальний от цилиндра) винт закручивают по часовой стрелке на 1/4 оборота.
- Если двигатель стал работать лучше, закручивают ещё по 1/4 оборота. Если двигатель начинает глохнуть при подаче газа на всю, винт откручивают назад.
Мало бензина — откручивают
- Если двигатель глохнет в режиме «газ на всю» (мало бензина в топливно-воздушной смеси) регулировку начинают с того, что второй винт, наоборот, откручивают на 1/4 оборота и тестируют работу двигателя. Если стало лучше, откручивают ещё, до тех пор, пока двигатель не начнет «захлебываться» и работать как на холостых при полном газе. Тогда винт закручивают назад.
После регулировки второго винта проверяют, как работает двигатель на переходе от холостых оборотов к средним и максимальным. Если есть провалы, откручивают на 1/4 оборота первый винт и тестируют изменения в работе двигателя.
В итоге оптимальный режим работы двигателя находится путем такого пробного регулирования.
Регулировка холостого хода на бензопиле Дружба-4 выполняется с помощью винта, расположенного на ручке газа. Его положение определяет, насколько сильно приоткрыта дроссельная заслонка в карбюраторе на холостом режиме.
Холостой ход регулируют, исходя из двух требований:
- Двигатель не должен глохнуть.
- Цепь не должна прокручиваться.
Возможна регулировка в другой последовательности. Винты сначала закручивают до конца, затем выкручивают на 0,5 – 3 оборота (в разных источниках указывают разное число оборотов).
На видео показан простой и понятный процесс регулировки карбюратора КМП-100 на бензопиле Дружба-4 из положения винтов «закручены полностью, а потом вывернуты»:
Для новичков рекомендуем посмотреть более подробное видео про регулировку карбюратора КМП-100У бензопилы Дружба-4. Автор видео рассказывает все что пригодится, и все что нужно знать. Прям целое пошаговое руководство от А до Я.
Пошаговый алгоритм
- Откручиваем винт крепления.
- Снимаем топливный шланг.
- Откручиваем верхнюю крышку заслонки.
- Снимаем карбюратор.
- Снимаем крышку мембраны для регулировки уровня. Нужно открутить 6 винтов по кругу.
- Половиним корпус и оцениваем состояние мембраны, она должна быть целой — это главное, трещины, задиры, порывы не допускаются.
- Оцениваем работоспособность механизма отвечающего за работу клапана.
- Продуваем все отверстия, очищаем от мусора если он есть.
- Выставляем уровень регулируя высоту язычка, он должен находится на одной грани с корпусом.
- Если все сделано правильно, то приложив, например линейку, вы увидите, что язычок и грани корпуса находятся на одном уровне.
- Выкручиваем винт с иглой из центрального жиклера и оцениваем ее состояние, чистим все от грязи, если есть, продуваем в любом случае. Винт расположенный выше, на фото его также видно, отвечает за холостой ход, его также нужно выкрутить, оценить состояние и продуть воздухом.
- На этом чистка закончена, собираем все в обратной последовательности и ставим карбюратор обратно на бензопилу.
- Не забываем поставить на место воздушный фильтр и перед запуском подкачать топливо.
- Пробуем заводить бензопилу.
Возможные нюансы и проблемы
В любом случае, заворачивая винты до упора, надо запоминать число сделанных оборотов для каждого винта. Это даст возможность вернуться к исходной регулировке, если вдруг бензопила, отрегулированная по рекомендациям, не заведется совсем.
Проблема также в том, что на бензопилах Дружба-4 поздних лет выпуска, могут стоять различные карбюраторы, абсолютно отличающиеся от КМП-100 по конструкции. Например, с одним регулировочным винтом или вообще без возможностей регулировки.
Регулировка карбюратора бензопилы Дружба
Необходимость настройки карбюратора пилы возникает из-за длительного использования топливной смеси, приготовленной в неправильном соотношении ее компонентов. В руководстве по эксплуатации модели указано, что пропорция бензина и масла для бензопилы Дружба должна составлять 1:15, то есть, в 1 л бензина нужно разбавлять 65 мл моторного масла. Если не придерживаться этой пропорции, то возникнут проблемы с цилиндро-поршневой группой и системой зажигания инструмента. В результате свечу начнет заливать маслом, и увеличиться количество потребляемого инструментом горючего.
Перед регулировкой карбюратора нужно осмотреть бензиновый клапан. Вполне возможно, что во время работы он сместился вовнутрь, в результате чего мотор пилы начал работать с перебоями. Если клапан на своем месте, нужно приступать к регулировке карбюратора.
Инструкция по ремонту выглядит следующим образом:
- Вначале нужно завести инструмент и дать ему поработать на холостых оборотах;
- Далее потребуется до конца закрутить топливный болт, после чего отвернуть его на 3 оборота в обратную сторону;
- Затем нужно до конца закрутить воздушный регулировочный болт. Как только мотор пилы начнет работать на максимальных оборотах, болт потребуется отвернуть на 2 оборота в обратную сторону.
После настройки нужно заглушить двигатель и снять защитный корпус. Далее потребуется проверить все имеющиеся уплотнители. Оператору следует убедиться в том, что внутри конструкции инструмента не образуется подсос воздуха. После этого можно установить защитный корпус и продолжить работу с инструментом.
Трансмиссия.
Нашел колесо от скутера и тут мне пришла идея поставить туда звезду, у меня как раз в гараже пылилась ступица от мопеда альфа, чутка подогнал ступицу от мопеда она зашла как литая, просверлил отверстия, затянул ступицу, звезда не бьет и держится хорошо. Поставил ведомую звезду на 41 зуб.
Ведущую звезду взял на 9 зубов и передаточное составило — 4,5.
В качестве рамы я использовал старый велосипед, отпилил рулевую колонку и заднюю часть велосипеда — это была основа для мопеда.
Выставил ровно мотор что бы цепь не перекашивало и она не слетала. Приварил стойку от редуктора после чего поставил мотор и около ушей улитки я заварил уголок просверлив отверстия закрепил мотор болтом на М6.
Дальше просто сварил свою раму методом тыка без чертежей и размеров, сидение поставил от старого велосипеда «АИСТ».
Купил топливный бак от Риги 13 и осталось установить тормоза и покрасить.
Самостоятельный ремонт бензопилы Дружба – советы экспертов
Благодаря несложной конструкции отечественных бензопил их ремонт и обслуживание достаточно просто выполнять самостоятельно. Главное – внимательно ознакомиться с чертежами и изучить устройство бензопилы Дружба.
Одна из самых частых неисправностей бензопилы кроется в том, что она заводится и глохнет – причина этому кроется в повышенной чувствительности контактной системы зажигания. Она зачастую выходит из строя из-за использования некачественного бензина и масла. Чтобы избежать этих проблем, следует приобретать пилы с бесконтактным электронным зажиганием. Тем более что детали к такой системе стоят дешевле и их гораздо легче найти в продаже.
В случае если нет искры на бензопиле Дружба, и свечи пилы постоянно заливает маслом, то потребуется проверить карбюратор. Чтобы устранить проблему, загните бензиновый клапан внутрь, что поможет избежать дальнейшего заливания свеч пилы.
Также несложно проводиться регулировка карбюратора бензопилы Дружба. Для этого топливный винт потребуется закрутить до самого конца, после чего ослабить на 3 полных витка. Затем полностью закройте воздушный винт, и сразу же отверните его на 2 полных оборота.
Многие новички не знают, как выставить зажигание на бензопиле Дружба. Ответ на этот вопрос следует искать не в самой системе зажигания, а в маховике. Чтобы пила заводилась и исправно работала, и маховик, и шпонка должны быть «родными», то есть установка элементов от другого оборудования на бензопилу недопустима. Что же касается самого зажигания, то проводить с ним какие-либо манипуляции не нужно – система изначально настроена оптимально еще с завода-производителя инструмента.
Как и в случае с другими моделями садовой техники, использование отечественной бензопилы требует внимательного изучения ее инструкции по эксплуатации. Она даст представление об особенностях работы инструмента и его способностях.
Преимущества и недостатки
Преимущества бензиновых пил серии Дружба:
- использование алюминиевого сплава для изготовления корпуса;
- съемные элементы конструкции, зафиксированные резьбовыми соединениями;
- высокая мощность и повышенный крутящий момент двигателя;
- при заклинивании цепи мотор не останавливается;
- допускается применение бензина с октановым числом менее 80;
- конструкция рукояток позволяет распиливать древесину стоя;
- высокое качество сборки (особенно продукция ранних модификаций);
- предусмотрено хромирование рабочей поверхности цилиндра.
- не предусмотрена кнопка аварийной остановки мотора, при падении оборотов вал разъединяется с шестерней цепи центробежным сцеплением;
- большой вес пилы, затрудняющий переноску изделия;
- самопроизвольное отворачивание резьбовых соединений;
- высокий уровень шума при работе и выброс масла из выхлопного патрубка;
- применение двигателя внутреннего сгорания накладывает ограничение на использование инструмента в помещениях.
Лесоэксплуатация и транспорт леса
Понедельник, 17.06.2019, 12:50
Каталог статей
Бензопилы «Дружба-4» и МП-5 «Урал-2» (Часть 1)
Бензопила «Дружба-4», как и МП-5 «Урал-2», специализированный мотоинструмент, предназначенный в основном для валки деревьев в равнинной местности (рис. 4.7). Бензопила «Дружба-4» имеет такую же компоновку, что и пила МП-5 «Урал-2». Основные узлы бензопилы «Дружба-4» — двигатель, муфта сцепления, редуктор, рама и пильный аппарат. Двигатель этой пилы отличается от двигателя бензопилы МП-5 «Урал-2» меньшими размерами, мощностью, частотой вращения коленчатого вала. В системе питания двигателя используют карбюратор КМП-100А, который отличается от карбюратора бензопилы МП-5 «Урал-2» типом дросселя и отсутствием насоса. Принцип работы этого карбюратора аналогичен описанному выше. Ведущая часть муфты сцепления бензопилы «Дружба-4» соединена с ведомой частью пружинными кольцами. Редуктор мотопилы «Дружба-4» конструктивно более прост и отличается отсутствием встроенного масляного насоса и бачка для смазки пильной цепи. В стойке рамы помещен плунжерный насос, и стойка одновременно служит резервуаром для масла, смазывающего пильную цепь и направляющий паз шины. Рычаг смазки закреплен на левой ручке рамы.
Рис. 4.7. Бензопила «Дружба-4»:
- 1 — пильный аппарат
- 2 — редуктор
- 3 — рама с рукоятками
- 4 — бензобак
- 5 — двигатель
Бензопила «Тайга-214» относится к универсальным по назначению мотоинструментам (рис. 4.8). С ее помощью можно выполнять валку деревьев, обрезку сучьев и раскряжевку хлыстов, а также подготовительные и вспомогательные работы на лесосеке. Характерные особенности этой пилы — отсутствие редуктора и низкое расположение рукояток. Исключение редуктора значительно снизило массу пилы и повысило скорость пиления. Повышение скорости привело к увеличению производительности пиления и уменьшило усилия надвигания. Передняя рукоятка рамы охватывает двигатель с двух сторон, что позволяет перехватывать пилу и быстро приводить ее из положения для валки в положение для раскряжевки или в промежуточное положение между ними для обрезки сучьев.
Рис. 4.8. Бензопила «Тайга-214»:
- 1 — пильный аппарат
- 2,4 — передняя и задняя рукоятки
- В — двигатель
- 5 — стартер
Съемный стартер, служащий для запуска двигателя, состоит из корпуса, барабана, валика барабана, спиральной ленточной пружины и храповика. В канавке барабана намотан канат, один конец которого закреплен в пазу барабана, а другой— в резиновой рукоятке. При вытягивании каната валик вращается и через штифт и винтовые прорези вращает и выдвигает ведущий храповик вперед, вводя его в зацепление ведомым храповиком, установленным в ступице маховика двигателя. При вращении маховика коленчатый вал проворачивается и производится запуск двигателя. После запуска двигателя стартер снимают с пилы. Пилой управляют с помощью рычага управления дроссельной заслонкой карбюратора: при жав рычаг к рукоятке, открывают дроссельную заслонку карбюратора, при этом подача рабочей смеси в цилиндр увеличивается, частота вращения и мощность двигателя возрастают. Останавливают двигатель нажатием кнопки выключения зажигания.
От топора до лесного комбайна. Часть IХ
текст и фото: Геннадий Миронов
Выставки
Вебинар «Противопожарное оборудование Ponsse»
Семинар «Логистика пеллет – новые вызовы и перспективы»
«Лесдревмаш-2020»: потенциал отрасли в новой реальности
Продолжаем рассказывать о шагах научно-технического процесса в лесной промышленности. Часть IХ. Пилить пилою – гнуться спиною.
Без пилы лесную отрасль представить невозможно. И тем не менее вплоть до петровских времен на Руси обходились без этого зубастого инструмента. Все делалось топором: им и деревья валили, и сучья обрубали, и кряжевали стволы на бревна. Даже доски и те вытесывались из бревна, откуда и их название – тес, при этом огромное количество древесины просто уходило на щепки. Лишь с начала ХVIII века специальным указом Петра I насильно, под страхом сурового наказания, стали внедряться пилы на производстве досок и бруса. Но на лесоповале еще сто лет назад господствовал топор. Пилы применялись весьма редко, и то лишь на раскряжевке хлыстов. Во-первых, были они двуручные, требовалось по два человека на каждую пилу. Во-вторых, качество пил было неважное. Сталь зубьев быстро изнашивалась, да и форма зуба была далеко не оптимальная, треугольная, требовалось прилагать много мускульных усилий во время пиления.
Лучковая пила
Ситуация немного изменилась после появления у нас в 30-х годах ХХ века лучковых пил с особой, М-образной, формой зуба так называемой ласточкин хвост. Их привезли к нам канадские лесорубы, приезжавшие на заработки в Советскую Россию в годы великой депрессии. Вооруженный такой пилой лесоруб легко обгонял по объемам заготовленной древесины двух рабочих с обычной двуручной пилой. Лучковые пилы быстро прижились, но все равно труд лесоруба оставался едва ли не самым тяжелым среди других профессий. Время требовало вооружить его моторным инструментом.
Это удалось не сразу. Несколько первых десятилетий прошлого века ушло на поиски принципа механизации пиления, в первую очередь, изобретения самого пильного органа. Наиболее рациональным и перспективным оказалось расчленение пилы на отдельные зубья и затем подвижное соединение их между собой прочными заклепками в замкнутую цепочку. Так родились всем теперь хорошо известная пильная цепь. Особенно популярной оказалась так называемая орегоновская (названная по одноименному штату США, где впервые появилась) цепь с Г-образным зубом, которая используется до сих пор. После появления такой цепи осталось самая малость: создать двигатель для ее вращения, причем мотор должен быть легким, мощным и надежным, ведь работать с ним предстояло в лесу.
Первая отечественная бензопила МП-220
Первой отечественной пилой стала бензопила МП-220, созданная в 1935 году. При весе в 32 кг она давала мощность 3,5 л. с. Однако при такой большой массе она в обслуживании тоже требовала двух рабочих – оператора и помощника. В лесную отрасль она так и не пошла, использовалась лишь в Красной Армии в годы войны. Потом направление по разработке бензопил в нашей стране как-то отошло на второй план, а в лесной промышленности широкое распространение, в том числе и на валке деревьев, получили электропилы. А бензопилами отечественные машиностроители вплотную занялись лишь после войны и создать ее поручили авиаконструкторам Харьковского авиационного завода. У них были все возможности разработать и собрать опытный образец бензиномоторной пилы с учетом авиационных технологий. Так, для легкости использовали алюминий. Двигателем стал фрагмент авиационного многопоршневого мотора. Поршень, цилиндр, коленвал, муфта сцепления, редуктор, пильная шина с цепью на специальной раме – вот, собственно, и вся пила. Карбюратор, подававший, горючую смесь в цилиндр, тоже был авиационный, игольчатый, беспоплавковый, способный работать в любом положении.
В массовое производства пилу запустили в 1954 году, когда отмечали 300-летие объединения Украины с Россией, и в честь этого события назвали ее «Дружбой». Выпускал ее Пермский машиностроительный завод. «Дружба» оказалась настолько оригинальной, что в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе была награждена «Золотой медалью». Она резко облегчила труд лесоруба, прежде всего из-за высокого расположения рукояток и относительно небольшого веса – 12 кг. Спину при работе уже гнуть не требовалось, что не обеспечивали безредукторные мотопилы других зарубежных фирм с низкими рукоятками.
Эта пила сразу же полюбилась, и не только лесорубами, ее и более поздние модификации, «Дружба-60» и особенно «Дружба-4» в 50-е, 60-е годы можно было обнаружить едва ли и не в каждом дворе рачительного хозяина в сельской и особенно таежной глубинке. На базе ее двигателя мощностью 4 л. с. разрабатывались мотосверла, мотобуры, мотопомпы и даже сверхлегкие летательные аппараты вроде вертолета.
Валка леса бензопилой «Урал-2»
В 70-е годы дружбу сменил «Урал», более мощная и безопасная мотопила. Дело в том, что бедой наших бензопил была сильная вибрация, очень вредная для профессионального вальщика или раскряжевщика. «Урал» вел себя более спокойно, при весе чуть более 11 кг выдавал 5 л. с. мощности. Вальщики и раскряжевщики быстро оценили преимущества, и вскоре «Дружба» из лесной промышленности была вытеснена. «Уралу» тоже готовили замену. В конце 80-х годов были разработаны и изготовлены опытные образцы новой бензопилы М-228. Она тоже была с высоким расположением рукояток, но безредукторная и с двигателем, расположенным вверху. Она была легче в управлении, проще в обслуживании и эксплуатации и лишена еще одного из неудобств наших пил – съемного стартера. Теперь он был встроен в двигатель.
Однако родилась она под несчастливой звездой. Открылись границы, и на наш рынок хлынула зарубежная техника, в том числе и бензопилы. Такие крупные фирмы с долгой историей, как немецкая Stihl и шведская Husqvarna со своими легкими, высокооборотистыми, мощными и главное, очень надежными инструментами быстро захватили наш рынок. Причем за рубежом быстро оценили привычку наших лесорубов работать с прямой спиной и стали снабжать поставляемые в Россию пилы съемными высокими рукоятками.
Отзывы владельцев
Ниже собрано несколько отзывов с тематических форумов касательно опыта работы на бензопилах Дружба:
Анатолий, 35 лет, Киев:
«Дружба это не просто техника, в нее вложена душа конструктора. В ней есть все необходимое, и при этом нет ничего лишнего в виде современных наворочек или чего-то такого. Она сделана из чистого металла, подтверждением этому является большой вес устройства. Дружба способна работать при любых температурах и в любых условиях. Для нее просто нет непосильных задач. При грамотном обращении она прослужит долгие года. Моя, например, мне досталась еще от моего отца и до сих пор работает отлично! Единственное, топливную смесь заливаю.»
Роман, 45 лет, Киров:
«Это просто идеальная техника для наших людей. Это как Жигуль, в ней нет ничего лишнего, но все часто ломается. Ее конструкция продумана до мелочей, а мотор с 4-мя лошадиными силами выдерживает любые нагрузки. Из нее можно делать очень много самоделок в виде мотоблоков или косилок, но соль именно в ее призвании – работать в виде бензопилы. Разбавил масло, бензин и пошел работать. Она спиливает все на своем пути, просто дай древесину и она будет пилить. Топливной смеси ест многовато, но не критично.
Плюсы: Надежность проверенная годами.
Минусы: Часто ломается, но ремонт обходиться в копейки. Иногда пропадает зажигание. Большой вес»