Механизм переключения передач ГАЗ-53 и ГАЗ-3307: верный выбор скорости
Содержание
- 1 Механизм переключения передач ГАЗ-53 и ГАЗ-3307: верный выбор скорости
- 1.1 Коробка передач ГАЗ 53, 3307
- 1.2 Гудит коробка передач ВАЗ — сервис или самостоятельное лечение?
- 1.3 Обслуживание
- 1.4 Конструкция и работа механизма выбора (переключения) передач
- 1.5 Почему масло в КПП теряет свои свойства
- 1.6 Гудит первая передача — причины, последствия
- 1.7 Почему лучше купить КПП на ГАЗ 53, 3307 у нас
Грузовой среднетоннажный автомобиль ГАЗ-53 и его преемник ГАЗ-3307 строятся на основе простой по конструкции, а поэтому надежной и выносливой трансмиссии. В ее состав входит сцепление, коробка передач с ручным управлением, карданная передача и задний ведущий мост. В целом, стандартная для заднеприводных грузовиков схема без лишних деталей.
На ГАЗ-53 и ГАЗ-3307 различных модификаций ставились и ставятся два типа КП — 4-ступенчатые и 5-ступенчатые. Все ГАЗ-53 комплектовались 4-ступенчатыми КПП, ими же оснащаются и большинство ГАЗ-3307. Новые 5-ступенчатые КП впервые были установлены на последние модификации ГАЗ-53-12, сейчас они ставятся как на ГАЗ-3307, так и на остальные автомобили этого семейства — ГАЗ-3308/33081, ГАЗ-3309 и их многочисленные модификации.
Обе коробки передач имеют схожую конструкцию — это трехвальные трехходовые КП с ручным управлением с помощью качающегося рычага. В 4-ступенчатой КП включение 3-й и 4-й передач осуществляется с помощью инерционного синхронизатора, а 2-я, 3-я и задняя передачи включаются с помощью несинхронизированной подвижной шестерни-каретки. В 5-ступенчатой коробке синхронизированы 2-я и 3-я, 4-я и 5-я передачи, а 1-я и задняя передачи включаются без синхронизатора.
КП обоих типов имеют вертикальное расположение валов — промежуточный вал (или блок шестерен) расположен под соосными первичным и вторичным валами. Валы располагаются в картере и закрываются крышкой, в которой размещен механизм выбора (переключения) передач. Данные механизмы коробок имеют принципиально одинаковое устройство и принцип работы, о них расскажем более подробно.
Коробка передач ГАЗ 53, 3307
Наряду с двигателем, коробка переключения передач является одним из важнейших узлов, отвечающих за движение автомобиля. Ее задачей является передача вращательного момента от мотора к ходовой части с заданной скоростью.
Неисправности в работе КПП является серьезной проблемой для водителя. В лучшем случае это не позволит двигаться с оптимальной скоростью, в худшем – автомобиль вообще останется на месте. Поэтому при появлении признаков неполадок необходимо в срочном порядке производить диагностику и, если невозможен ремонт и замена отдельных деталей, приобретать и устанавливать новую КПП.
Гудит коробка передач ВАЗ — сервис или самостоятельное лечение?
Почему гудит коробка передач ВАЗ после пробега в 70–100.000 км? В первую очередь, это связано с тем, что часть деталей уже полностью исчерпали эксплуатационный ресурс. Например, выжимной подшипник необходимо менять полностью. Кроме этого, гул в коробке передач ВАЗ может иметь следующие причины возникновения:
- Эксплуатация коробки велась с грубыми нарушениями;
- При очередной смене было залито некачественный трансмиссионное масло или его фальсификат, который не соответствовал установленным стандартам и не был представлен в перечне заводом изготовителем;
- При небольшом ремонте коробки передач были использованы некачественные комплектующие;
- Технические работы или плановое обслуживание было проведено не квалифицированным персоналом или самостоятельно с учётом грубых нарушений.
Устранить все вышеуказанные причины, избавиться от постороннего шума коробки передач поможет, прежде всего, качественная диагностика. Только она сможет выявить истину, найти неисправную деталь, позволит провести действительно полноценный ремонт.
Обслуживание
У двигателя ГАЗ 53 неплохой ресурс. Мотор отличается высоким уровнем выносливости. Он обеспечивает длительный срок эксплуатации транспортного средства, практически не подвергается частым поломкам и не выходит из строя.
Чтобы увеличить эксплуатационный ресурс двигателя, следует регулярно проводить техническое обслуживание мотора. Оно включает в себя следующие работы:
- Регулярную замену моторного масла. Оптимальный показатель для замены — это прохождение транспортным средством свыше 6 тыс. км. В качестве моторного масла специалисты рекомендуют применять минеральный тип состава или полусинтетику. Такие жидкости подходят для УАЗов и Волг.
- Настройку положения головки блоков, подтяжку крепежных элементов коллектора. Последний известен, как паук. Процедуру рекомендуется выполнять каждые 1-2 тыс. км пробега автомобиля. Если в процессе эксплуатации была заменена прокладка ГБЦ или ремонт другого элемента системы, процедура является обязательной. Стоит учесть, что выполнение подтяжки следует проводить, когда двигатель остынет.
- Проверять и регулировать уровень жидкости в системе охлаждения. Эта процедура способна перейти в разряд ежедневных. Особенно важно это делать летом, так как повышение температуры способно вызвать перегрев двигателя. Ремонт охлаждающей системы мотора стоит дорого. Поэтому, если не хочется переплачивать за ошибку, следует ответственно отнестись к данному пункту.
- Регулировать положение клапанов. От того, как установлен клапан, зависит работоспособность мотора и величина компрессии в процессе эксплуатации. Сразу стоит отметить, что газораспределительная система собрана качественно, поэтому каждый день настраивать клапаны не нужно. В основном процедуру рекомендуют проводить после замены прокладок головки блока цилиндров.
- Контролировать уровень масла, которое находится в емкости внутреннего сгорания. В основном это касается владельцев Волг и УАЗов. Подобная процедура проводится для обеспечения элементов и механизмов необходимым количеством смазывающей жидкости во время эксплуатации транспортного средства. Для отслеживания внутри емкости предусмотрен уровень, который позволит вовремя определить недостаток масла и долить его.
- Проводить внешний осмотр автомобиля. Дело в том, что во время поездок могут произойти разные поломки, одна из которых способна привести к образованию течи масла из двигателя. Многие утверждают, что это одна из главных проблем двигателя, которая требует решения. Если течь была обнаружена, необходимо как можно быстрее принять меры по ее устранению.
Дополнительно опытные водители и мастера рекомендуют периодически разбирать силовой агрегат, чтобы проверить его работоспособность и состояние. Разборка и сборка осуществляются посредством использования набора ключей. Для проведения работ потребуется опыт, поэтому начинающим водителям лучше обратиться за помощью профессионалов.
Для замены масла потребуется выполнить следующие действия:
- Демонтировать крышку горловины емкости и снять ее.
- Снять пробку, которая закрывает сливное отверстие.
- Дождаться, пока стечет масло. Предварительно рекомендуется подставить под горловое отверстие заранее подготовленную емкость.
- Удалить фильтр и заменить его на деталь.
- Залить небольшое количество жидкости в полость обновленного фильтра.
- Залить моторное масло в емкость силового агрегата.
Далее необходимо запустить мотор и дать ему прогреться. Это поможет ускорить распределение масла по всем механизмам конструкции. Последний шаг заключается в проверке наличия протечек. Если их нет, замену топливной жидкости можно считать успешно завершенной. Если они присутствуют, необходимо устранить протечку и долить масло до нужного уровня.
Конструкция и работа механизма выбора (переключения) передач
Основу данного узла КП составляют три горизонтальных штока, которые могут двигаться в осевом направлении вперед и назад. На каждом штоке жестко (с помощью зашплинтованных болтов) установлена вилка, которая охватывает муфту синхронизатора или шестерню-каретку, обеспечивая ее перемещение. Также на штоках (в 4-ступ. КПП — примерно в их средней части, в 5-ступ. КПП — в передней части) жестко установлены головки переключения с пазами для головки рычага.
Каждый шток имеет фиксатор (располагается в передней части), обеспечивающий удерживание включенной передачи. Фиксатор состоит из шарика, который под действием пружины упирается в выточку на штоке, предотвращая его осевое смещение без приложения усилия на рычаг. Всего на каждом штоке имеется по три выточки, поэтому он может занимать три положения — переднее, нейтральное (среднее) и заднее. В 4-ступ. коробке шток включения задней передачи имеет две выточки. Фиксаторы располагаются над штоками в специальных колодцах в крышке КПП.
Также штоки объединены замком, который предотвращает одновременное включение 2-х скоростей. Замок представляет собой систему из поперечного штифта, установленного в горизонтальном канале в среднем штоке, и двух плунжеров, расположенных между штоками, и упирающихся в выточки с внутренних сторон штоков. При нейтральном положении штоков плунжеры и штифт тоже находятся в среднем положении и любой из штоков может свободно двигаться вперед или назад. При включении любой из передач шток сдвигается, вследствие чего плунжер выходит из выточки и через штифт в среднем штоке толкает противоположный плунжер — так происходит запирание среднего и противоположного штоков, что делает невозможным включение еще одной передачи. При движении среднего штока оба плунжера выходят из его выточки и блокируют крайние штоки.
В механизме выбора передач также предусмотрен предохранитель случайного включения задней передачи. Он тоже состоит из плунжера и пружины, расположенных непосредственно в головке включения задней передачи. При включении задней передачи пружина через плунжер давит на рычаг, это требует приложения некоторого усилия и гарантирует защиту от случайного включения заднего хода. В 5-ступенчатых КП такие предохранители стоят в головках включения 1-й и задней, и 4-й и 5-й передач.
Наконец, над штоком включения задней передачи установлен выключатель света заднего хода, который включается при переводе штока в соответствующее положение.
Важную роль в механизме играют вилки, которые как раз и обеспечивают перемещение муфт или шестерни по вторичному валу. Вилки на концах имеют сухари, которые входят в кольцевую выточку муфты или шестерни-каретки. Важно отметить, что в 5-ти ступ. КПП все вилки имеют характерную форму с двумя ?зубцами?, а в более старой 4-х ступ. КПП вилка включения задней передачи ?однозубцовая? и удлиненная.
В 4-х и 5-ступенчатых КП вилки расположены неодинаково. Так, в 4-ступ. КП на левом штоке установлена только вилка включения задней передачи, на среднем — вилка переключения 3-й и 4-й передач, а на правом — вилка переключения 1-й и 2-й передач. В 5-ступ. КП на левом штоке расположена вилка переключения 4-й и 5-й передач, на среднем — вилка переключения 2-й и 3-й передач, на правом — вилка переключения 1-й и задней передач.
Управление коробкой осуществляется качающимся рычагом, который монтируется в специальном выступе крышки КП на шаровой опоре, причем одновременно он удерживается штифтами, предотвращающими проворачивание по оси. Нижняя головка рычага входит в выточки в передвижных головках переключения передач, чем обеспечивается возможность их перемещения вместе со штоками.
Работа механизма выбора передач сводится к следующему. При необходимости включить какую-либо скорость рычаг переводится в соответствующее положение — при этом его нижняя головка входит в паз переводной головки и перемещает шток. При движении штока срабатывает запорное устройство (предотвращает одновременное включение двух передач), а при его упоре срабатывает фиксатор (предотвращает ?вылет? скорости). При движении штока его вилка перемещает муфту или шестерню, обеспечивая включение скорости. При переключении передачи рычаг сначала возвращается в нейтраль, а затем переходит в позицию включения другой передачи, и все описанные процессы повторяются.
Почему масло в КПП теряет свои свойства
Необходимость замены масла возникает из-за того, что добавляемые присадки имеют определенный срок службы. По истечении этого времени они быстро утрачивают свои первоначальные свойства. В связи с этим добавки больше не обеспечивают качественную смазку, а также защиту от преждевременного износа всех трущихся поверхностей.
Когда масло вспенится и потеряет необходимую вязкость, может выйти из строя основная передача. Из-за этого сначала появится неприятное гудение в коробке передач, затем примерно через 300 – 500 км пути шестерни начнут сыпаться. Дальше, естественно, последует «клин» КПП. Чаще всего это случается с теми машинами, которые работают на переднем приводе.
В машинах с задней ведущей осью и МКПП трансмиссия не подвергается большой температурной нагрузке. Поэтому смазка в их коробках не теряет своего качества гораздо дольше. Такая машина может пройти без смены масла на 10 – 20 тыс. километров больше. Обычно его замена производится вместе с заменой смазки в редукторе. Во время слива отработанного масла из картера удаляются все частицы грязи, а также мелкие металлические стружки, которые появляются при работе шестеренок.
Чтобы избежать преждевременного износа деталей, производители рекомендуют при обычной езде делать замену масла в трансмиссии после 50 – 60 тыс. пробега. Если автомобиль эксплуатируется очень интенсивно, то замена смазки делается при прохождении 30 – 40 тыс. километров. В определенных моделях автомобилей масло в КПП не меняется. В этом случае сливная пробка в картере отсутствует.
Гудит первая передача — причины, последствия
Гудит коробка передач, первая скорость – поздравляю, ваш случай это 80% поломок МКПП. Первая – самая рабочая передача. С неё мы стартуем, здесь самая максимальная нагрузка, так как необходимо сдвинуть с нулевой отметки автомобиль, который в груженном состоянии может весить более полутора тонн. Нагрузка на шестерни и зубцы колоссальная. Кроме этого, добавляется зимний фактор, ведь средняя полоса России – это практически пять месяцев отрицательных температур, когда трансмиссионное масло значительно густеет. Гудит передача по двум основным причинам:
- Недостаточный уровень масла в коробке передач. Соответственно полусухое или сухое трение;
- Начинает разрушаться подшипник первой передачи.
Стоит отметить, что в 5% случаев это может быть связано с конструктивной особенностью, в основном на российских автомобилях. Передача может гудеть при выходе с конвейера. При этом после пробега в 15–25.000 км подшипник будет выглядеть и чувствовать себя практически также, как и новый. Но при этом коробка передач занудно гудит на первой скорости.
Преимущество двигателя ГАЗ 53 — это улучшенный потенциал и увеличенный КПД. За основу для изготовления силового агрегата был взят стандартный карбюратор, работа которого требует использования топлива.
Особенность конструкции обновленного мотора — V-образное размещение цилиндров, в которых осуществляется перемещение и обработка топлива. Они установлены в двигателе, и между ними образован небольшой угол, что и делает конструкцию такой интересной. С помощью этого решения производителям удалось улучшить мощность агрегата и получить требуемый крутящий момент. Клапаны устройства расположены в верхней части.
Конструкторы двигателя не остановились на достигнутом и использовали обновленные и улучшенные головки цилиндров, в которых предусмотрена турбулентная камера. Она оборудована выпускным клапаном в форме винта, что и позволило добиться повышения КПД и компрессии устройства.
Дополнительно мотор оснастили особой системой, которая организует повторное использование отработавших газов. Такое решение положительно сказывается на экологических характеристиках двигателя.
Конструкция мотора также включает следующие элементы:
- коробку передач;
- систему смазки;
- систему охлаждения.
Относительно последней стоит сказать, что она работает просто отлично. Жидкость внутри устройства циркулирует по остальным системам машины, что позволяет добиться комфортной эксплуатации автомобиля в любую погоду.
Почему лучше купить КПП на ГАЗ 53, 3307 у нас
Интернет-магазин «Автохис» осуществляет продажу оригинальных узлов и механизмов для автомобилей семейства ГАЗ. К преимуществам сотрудничества с нами относятся:
- высокое качество продукции, подтверждаемое официальной гарантией на все реализуемые товары (гарантийные обязательства вступают в силу с момента установки комплектующих на машину);
- широкий выбор запчастей на все модели автомобилей ГАЗ и других отечественных марок;
- разумная ценовая политика, достигаемая за счет прямых контрактов с предприятиями-изготовителями запасных частей.
Если вы планируете купить оригинальную коробку передач на ГАЗ 3307 или ГАЗ-53 на выгодных условиях, обращайтесь в наш интернет-магазин.