58 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подвижная автомобильная ремонтная мастерская

  • Активные темы

Поделиться118-07-2015 09:23:31

  • Автор: nik-45
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 15-09-2014
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 2744
  • Возраст: 59 [1961-03-10]
  • Провел на форуме:
    26 дней 18 часов
  • Последний визит:
    Вчера 19:45:42

Двигатель ГАЗ-52-04-1000300-70

Изготовитель: Горьковский автомобильный завод

Начало выпуска: 1976 г.

Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным расположением цилиндров и нижним расположением клапанов.
Предназначены для установки на автобусы ПАЗ-652, а также для поставки в запасные части

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С, относительной влажности воздуха до 80% при +20°С
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные: 20°,
поперечные: 20°

Комплектации:
52-04-1000300-70 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-04-1000400-70 Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач

Основные технические данные:
Количество цилиндров 6
Рабочий объём цилиндров, л 3,48
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 82х110
Степень сжатия 6,7
Номинальная мощность при 3600 мин -1 , кВт (л.с.) 66,2 (90)
Максимальный крутящий момент при 1800-2000 мин -1 , Н.м (кгс.м) 215,7 (22)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин -1 500-600
Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4
Направление вращения коленчатого вала двигателя правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг 252
Ресурс до первого кап. ремонта, км 100 000

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 19,02 (25,86)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 333,2 (245)
Средняя скорость поршня, м/с 13,2
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см 2 ) 779,6 (7,95)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 4,56 (3,35)
Литровая масса двигателя, кг/л 86,78

Эксплуатационные данные
Топливо А-72
Масло
всесезонно М-8А; М-8Б1; М-8В1 (М-6з/10В)
Охлаждающая жидкость антифриз или вода

Основные узлы и детали

Блок цилиндров литой, чугунный, гильзы короткие, запрессованы в верхней части цилиндра

Головка цилиндров литая из алюминиевого сплава

Поршни литые, из высококремнистого алюминиевого сплава, с эллиптической лужёной юбкой

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- лужёное
маслосъёмное: 1, чугунное, лужёное

Поршневые пальцы стальные, пустотелые, плавающие, с фиксацией двумя стопорными кольцами, поверхность закалена ТВЧ

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованой в верхнюю головку свёрнутой бронзовой втулкой

Коленчатый вал стальной, кованый, 4-опорный, поверхность шеек закалена ТВЧ. Диаметр коренных шеек – 64 мм, шатунных – 51,5 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами
Толщина, мм: коренного вкладыша – 2,25; шатунного вкладыша – 1,75; антифрикционного слоя – 0,187-0,370

Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 4-опорный, стальной, кованый

Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала

Втулки распределительного вала из биметаллической сталебаббитовой ленты

Клапаны тарельчатые, расположены параллельно оси цилиндров
впускные из жаропрочной стали 40Х9С2. диаметр тарелки 39 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,2 мм
выпускные из жаропрочной стали 40Х9С2 с наплавкой рабочей поверхности, диаметр тарелки 36 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,2 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 17
закрытие впускного клапана после н.м.т. 43
открытие выпускного клапана до н.м.т. 47
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 13

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Толкатели клапанов стальные, с наплавкой из специального чугуна

Коромысла клапанов стальные, литые с бронзовой втулкой

Сцепление
1-дисковое, сухое, диаметр диска 280 мм

Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор 4
передние 2 передняя пластина блока двигателя , опирающаяся на поперечину рамы
задние 2 нижний торец картера сцепления , опирающийся на поперечину рамы

Система смазки

Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала
Масляный насос шестерёнчатый, 1-секционный
Масляный фильтр полнопоточный тонкой очистки
Масляный картер из стального листа, штампованый
Система вентиляции картера закрытая принудительная

Система питания

Топливный насос Б9Г диафрагменный, с рычагом ручной подачи
Карбюратор К-126Ж, 2-камерный с одновременным открытием камер, вертикальный с падающим потоком, двойным распылением топлива и балансированной поплавковой камерой
Воздухоочиститель инерционно-масляный
Ограничитель частоты вращения двигателя пневматический

Система охлаждения

Тип системы охлаждения: жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный установлен на переднем торце блока двигателя, с приводом клиновым ремнём от коленвала
Вентилятор стальной 4-лопастный с ременным приводом
Термостат жидкостный, установлен в патрубке головки блока

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная
Катушка зажигания Б1-01 или Б-115
Распределитель зажигания Р-20-01 устанавливается на блоке цилиндров
Свечи зажигания А8НТ
Стартер СТ230-М

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя 7,0 л
Система охлаждения без радиатора 6,5 л

Основные данные для контроля

Зазор между клапанами и коромыслами, мм
для впускных 0,23-0,25
для выпускных 0,28-0,30
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на 2000 оборотах 3-4 кгс/см 2
на 600 оборотах не менее 0,9 кгс/см 2
Температура масла в картере 80-90°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град 80-90°С
Температура открытия термостата 70°С
Зазор между контактами прерывателя, мм 0,4±0,05
Зазор между электродами свечей зажигания 0,8-0,95 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 1,5%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.

Устройство двигателя ГАЗ 52

Новое обозначение этого силового устройства ГАЗ 52-01. Такая маркировка была присвоена ему в результате модернизации мотора ГАЗ-51. Основная цель была достигнута, максимальная мощность форсированного двигателя ГАЗ 52 стала равна 75 лошадиных сил.

Перечень целевых изменений в конструкции:

  1. Обновленные поршни, изготовлены из алюминиевых сплавов АЛ-30 с повышенным содержанием кремния.
  2. При изготовлении вкладышей подшипников (шатунных, коренных) используются уникальные технологии. Заготовки состоят из: стальной ленты, медно-никелевой прослойки, свинцового сплава СОС-6/6, обладающего антифрикционными свойствами, способствующими повышению устойчивости подшипниковых вкладышей против истирания.
  3. Материал изготовления выпускных клапанов – жаростойкая сталь марки 55Х20Г9АН4 или ЭП-303.
  4. В конструкцию двигателя был введен карбюратор К-84МИ или К-126Е, состоящий из двух камер
  5. Впускной коллектор измененного вида.
  6. Топливный насос модели Б-9Б, производительностью не менее 140 литров в час.
  7. Установлена система вентиляции открытого типа.
  8. Воздушный фильтр в комбинированном исполнении (инерционно масляный). Фильтрующий элемент изготовлен из высококачественного капрона.

Показатель степени сжатия остался без изменений – 6,2. С целью унификации с узлами и деталями двигателей автомобилей семейства ГАЗ-53, многие элементы не претерпели изменений. Список соответствующих унифицированных деталей и узлов:

  • коленвал;
  • блок цилиндров;
  • газовые магистрали;
  • картер системы смазки;
  • вентиляционных фильтр картера;
  • пусковой подогреватель и пр.

Технические характеристики двигателя ГАЗ 52

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт двигателя ГАЗ 52 своими руками проводиться достаточно типично, как и для остальных 6-рядных моторов. Как показывает практика, большинство автолюбителей делают это именно самостоятельно, поскольку стоимость восстановления достаточно дорогая.

Читать еще:  Как разбавить бензин с маслом

Вначале проведения ремонта мотор подвергается разборке, что характерно для операции проведения восстановления. Разбирается поршневая группа, вытягивается коленчатый вал, снимается головка блока цилиндров. Следующим этапом становится проведения диагностических работ.

Диагностика

В процессе диагностики, ДВС Газ 52 подвергается промерам. Так, мерятся поршневая группа, а также коленчатый вал. Соответственно мотор осматривается на наличие трещин. Согласно промерам мотор ГАЗ 52, ремонт которого проводится, проводится подбор поршней. Основными ремонтным размерами являются поршни — 82.5мм, 83 мм. В дальнейшем нет смысла проводить расточку, и проводится гильзовка блока.

Что касается коленчатого вала, то он растачивается на специальном станке для проточки коленвалов. Так, типовыми ремонтными размерами, которые устанавливаются на шейках, являются 0.25 мм, 0.50 мм и 0.75 мм. В очень редких случаях, применяется размер с маркировкой 1,00 мм. Такая размерность шеек коленчатого вала значительно понижает твердость, что с большой вероятностью может привести к обрыву сердца двигателя и прочим последствиям.

Расточка

Расточка ГАЗ 52 (двигатель) должна проводиться профессионалами и очень точно. Так, силовой агрегат устанавливается на специальный стенд, на котором точатся цилиндры. Если перед этим проводилась гильзовка блока, то все равно необходимо проточить гильзы и подогнать поршни по зазорам.

Также, чтобы не было дисбаланса, поршневая группа подгоняется по весу. Так, поршни и шатуны (точнее втулки) подгоняются по весу методом проточки.

Следующим этапом становится хонинговка. Каждый цилиндр хонингуется до получения зеркальной поверхности. Это необходимо для того, чтобы сгорание происходило правильно, а поршни с маслосъемными кольцами скользили и полностью снимали масло со стенок.

После проведения этих операций, мотор ставится на плоскошлифовальный станок и поверхность шлифуется. Так, снимается от 1 до 5 миллиметров, пока поверхность не станет ровной. Следующим этапом станет мойка, чтобы очистить весь внутренний мир двигателя от стружки и пыли.

Сборка

Процесс сборки достаточно долгий. Сначала перевязывается поршневая группа, а точнее укладывается коленчатый вал, и к нему присоединяются шатуны с поршнями. Далее, происходит переборка верхней части блока цилиндров. Так, меняются направляющие втулки, клапаны, седла клапанов (при сильном разрешении блока в местах крепления клапанов). При необходимости проводится опресовка , и устраняются трещины. Делается это при помощи аргонной сварки.

Далее, мотор начинает собраться. В процессе сборки проводится диагностика водяного насоса. При необходимости на нем меняют вал в сборе, подшипник и крыльчатку. Помпа — один из элементов, которые устанавливаются последними. Впоследствии, ставится поддон. Когда все собрано в мотор заливают масло. Для двигателя ГАЗ 52 это 10 литров смазочной жидкости — М-8.

Последним этапом по праву становится обкатка и регулировка клапанов. Так, данный силовой агрегат сначала катается на холодную, а потом уже на горячую. После пробега 1000 км, стоит провести техническое обслуживание по замене масла, масляного фильтра и регулировка клапанного механизма.

  • Активные темы

Поделиться118-07-2015 09:23:31

  • Автор: nik-45
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 15-09-2014
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 2744
  • Возраст: 59 [1961-03-10]
  • Провел на форуме:
    26 дней 18 часов
  • Последний визит:
    Вчера 19:45:42

Двигатель ГАЗ-52-04-1000300-70

Изготовитель: Горьковский автомобильный завод

Начало выпуска: 1976 г.

Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным расположением цилиндров и нижним расположением клапанов.
Предназначены для установки на автобусы ПАЗ-652, а также для поставки в запасные части

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С, относительной влажности воздуха до 80% при +20°С
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные: 20°,
поперечные: 20°

Комплектации:
52-04-1000300-70 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-04-1000400-70 Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач

Основные технические данные:
Количество цилиндров 6
Рабочий объём цилиндров, л 3,48
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 82х110
Степень сжатия 6,7
Номинальная мощность при 3600 мин -1 , кВт (л.с.) 66,2 (90)
Максимальный крутящий момент при 1800-2000 мин -1 , Н.м (кгс.м) 215,7 (22)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин -1 500-600
Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4
Направление вращения коленчатого вала двигателя правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг 252
Ресурс до первого кап. ремонта, км 100 000

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 19,02 (25,86)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 333,2 (245)
Средняя скорость поршня, м/с 13,2
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см 2 ) 779,6 (7,95)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 4,56 (3,35)
Литровая масса двигателя, кг/л 86,78

Эксплуатационные данные
Топливо А-72
Масло
всесезонно М-8А; М-8Б1; М-8В1 (М-6з/10В)
Охлаждающая жидкость антифриз или вода

Основные узлы и детали

Блок цилиндров литой, чугунный, гильзы короткие, запрессованы в верхней части цилиндра

Головка цилиндров литая из алюминиевого сплава

Поршни литые, из высококремнистого алюминиевого сплава, с эллиптической лужёной юбкой

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- лужёное
маслосъёмное: 1, чугунное, лужёное

Поршневые пальцы стальные, пустотелые, плавающие, с фиксацией двумя стопорными кольцами, поверхность закалена ТВЧ

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованой в верхнюю головку свёрнутой бронзовой втулкой

Коленчатый вал стальной, кованый, 4-опорный, поверхность шеек закалена ТВЧ. Диаметр коренных шеек – 64 мм, шатунных – 51,5 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами
Толщина, мм: коренного вкладыша – 2,25; шатунного вкладыша – 1,75; антифрикционного слоя – 0,187-0,370

Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 4-опорный, стальной, кованый

Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала

Втулки распределительного вала из биметаллической сталебаббитовой ленты

Клапаны тарельчатые, расположены параллельно оси цилиндров
впускные из жаропрочной стали 40Х9С2. диаметр тарелки 39 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,2 мм
выпускные из жаропрочной стали 40Х9С2 с наплавкой рабочей поверхности, диаметр тарелки 36 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,2 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 17
закрытие впускного клапана после н.м.т. 43
открытие выпускного клапана до н.м.т. 47
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 13

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Толкатели клапанов стальные, с наплавкой из специального чугуна

Коромысла клапанов стальные, литые с бронзовой втулкой

Сцепление
1-дисковое, сухое, диаметр диска 280 мм

Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор 4
передние 2 передняя пластина блока двигателя , опирающаяся на поперечину рамы
задние 2 нижний торец картера сцепления , опирающийся на поперечину рамы

Система смазки

Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала
Масляный насос шестерёнчатый, 1-секционный
Масляный фильтр полнопоточный тонкой очистки
Масляный картер из стального листа, штампованый
Система вентиляции картера закрытая принудительная

Система питания

Топливный насос Б9Г диафрагменный, с рычагом ручной подачи
Карбюратор К-126Ж, 2-камерный с одновременным открытием камер, вертикальный с падающим потоком, двойным распылением топлива и балансированной поплавковой камерой
Воздухоочиститель инерционно-масляный
Ограничитель частоты вращения двигателя пневматический

Система охлаждения

Тип системы охлаждения: жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный установлен на переднем торце блока двигателя, с приводом клиновым ремнём от коленвала
Вентилятор стальной 4-лопастный с ременным приводом
Термостат жидкостный, установлен в патрубке головки блока

Читать еще:  Газ 3309 сколько масла в двигателе

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная
Катушка зажигания Б1-01 или Б-115
Распределитель зажигания Р-20-01 устанавливается на блоке цилиндров
Свечи зажигания А8НТ
Стартер СТ230-М

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя 7,0 л
Система охлаждения без радиатора 6,5 л

Основные данные для контроля

Зазор между клапанами и коромыслами, мм
для впускных 0,23-0,25
для выпускных 0,28-0,30
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на 2000 оборотах 3-4 кгс/см 2
на 600 оборотах не менее 0,9 кгс/см 2
Температура масла в картере 80-90°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град 80-90°С
Температура открытия термостата 70°С
Зазор между контактами прерывателя, мм 0,4±0,05
Зазор между электродами свечей зажигания 0,8-0,95 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 1,5%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.

Изменение высоты масляного насоса и снижение веса поршней двигателя ГАЗ 52

Нарезание канавок на шатунных вкладышах – не единственное новшество, которое способно улучшить характеристики двигателя внутреннего сгорания.

  1. Для повышения давления в смазочной системе также изменяют параметры масляного насоса – увеличивают его габарит по высоте, следуя примеру, так называемых, «двухэтажных насосов», используемых в военной технике (в силовых агрегатах, установленных на БТР-50). Конструкция насоса дополняется добавочными стандартными шестернями. В результате, насос больших размеров обеспечивает давление моторного масла в системе не меньше 6 атмосфер.
  2. Чтобы уменьшить вес и снизить силы трения поршней, уменьшают их длину (обрезают «юбки»). Для этого используются не родные поршни, а позаимствованные у машины Москвич-412. Это поможет уменьшить нагрузки на шейки коленчатого вала.

Преимущества, полученные в результате снижения веса поршней:

  • стабилизируется работа силового агрегата;
  • снижаются шумовые эффекты;
  • быстрый набор оборотов;
  • снижение расхода топлива.

Интересно: Некоторые механики практикуют установку головки ГБЦ без привычной прокладки. Замечено, что расстояние между цилиндрами здесь очень невелико. На небольших промежутках прокладка ГБЦ не выдерживает сверхвысоких температур в 2000°С и полностью сгорает. Взамен прокладки предложено использовать специальную термостойкую пасту.

Совет: Вдобавок к перечисленным модернизациям, мастера советуют сменить в смазочной системе двигателя ГАЗ 52 рекомендуемые минеральные сорта моторного масла на высококачественную синтетику.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт двигателя ГАЗ 52 своими руками проводиться достаточно типично, как и для остальных 6-рядных моторов. Как показывает практика, большинство автолюбителей делают это именно самостоятельно, поскольку стоимость восстановления достаточно дорогая.

Вначале проведения ремонта мотор подвергается разборке, что характерно для операции проведения восстановления. Разбирается поршневая группа, вытягивается коленчатый вал, снимается головка блока цилиндров. Следующим этапом становится проведения диагностических работ.

Диагностика

В процессе диагностики, ДВС Газ 52 подвергается промерам. Так, мерятся поршневая группа, а также коленчатый вал. Соответственно мотор осматривается на наличие трещин. Согласно промерам мотор ГАЗ 52, ремонт которого проводится, проводится подбор поршней. Основными ремонтным размерами являются поршни — 82.5мм, 83 мм. В дальнейшем нет смысла проводить расточку, и проводится гильзовка блока.

Что касается коленчатого вала, то он растачивается на специальном станке для проточки коленвалов. Так, типовыми ремонтными размерами, которые устанавливаются на шейках, являются 0.25 мм, 0.50 мм и 0.75 мм. В очень редких случаях, применяется размер с маркировкой 1,00 мм. Такая размерность шеек коленчатого вала значительно понижает твердость, что с большой вероятностью может привести к обрыву сердца двигателя и прочим последствиям.

Расточка

Расточка ГАЗ 52 (двигатель) должна проводиться профессионалами и очень точно. Так, силовой агрегат устанавливается на специальный стенд, на котором точатся цилиндры. Если перед этим проводилась гильзовка блока, то все равно необходимо проточить гильзы и подогнать поршни по зазорам.

Также, чтобы не было дисбаланса, поршневая группа подгоняется по весу. Так, поршни и шатуны (точнее втулки) подгоняются по весу методом проточки.

Следующим этапом становится хонинговка. Каждый цилиндр хонингуется до получения зеркальной поверхности. Это необходимо для того, чтобы сгорание происходило правильно, а поршни с маслосъемными кольцами скользили и полностью снимали масло со стенок.

После проведения этих операций, мотор ставится на плоскошлифовальный станок и поверхность шлифуется. Так, снимается от 1 до 5 миллиметров, пока поверхность не станет ровной. Следующим этапом станет мойка, чтобы очистить весь внутренний мир двигателя от стружки и пыли.

Сборка

Процесс сборки достаточно долгий. Сначала перевязывается поршневая группа, а точнее укладывается коленчатый вал, и к нему присоединяются шатуны с поршнями. Далее, происходит переборка верхней части блока цилиндров. Так, меняются направляющие втулки, клапаны, седла клапанов (при сильном разрешении блока в местах крепления клапанов). При необходимости проводится опресовка , и устраняются трещины. Делается это при помощи аргонной сварки.

Далее, мотор начинает собраться. В процессе сборки проводится диагностика водяного насоса. При необходимости на нем меняют вал в сборе, подшипник и крыльчатку. Помпа — один из элементов, которые устанавливаются последними. Впоследствии, ставится поддон. Когда все собрано в мотор заливают масло. Для двигателя ГАЗ 52 это 10 литров смазочной жидкости — М-8.

Последним этапом по праву становится обкатка и регулировка клапанов. Так, данный силовой агрегат сначала катается на холодную, а потом уже на горячую. После пробега 1000 км, стоит провести техническое обслуживание по замене масла, масляного фильтра и регулировка клапанного механизма.

  • Активные темы

Поделиться118-07-2015 09:23:31

  • Автор: nik-45
  • Администратор
  • Зарегистрирован : 15-09-2014
  • Приглашений: 0
  • Сообщений: 2744
  • Возраст: 59 [1961-03-10]
  • Провел на форуме:
    26 дней 18 часов
  • Последний визит:
    Вчера 19:45:42

Двигатель ГАЗ-52-04-1000300-70

Изготовитель: Горьковский автомобильный завод

Начало выпуска: 1976 г.

Общие сведения:
Двигатель карбюраторный четырёхтактный с рядным расположением цилиндров и нижним расположением клапанов.
Предназначены для установки на автобусы ПАЗ-652, а также для поставки в запасные части

Условия нормальной эксплуатации:
Двигатель рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от +40° до -40°С, относительной влажности воздуха до 80% при +20°С
Допустимые углы кренов двигателя:
продольные: 20°,
поперечные: 20°

Комплектации:
52-04-1000300-70 Двигатель в сборе с оборудованием, и коробкой передач
52-04-1000400-70 Двигатель в сборе с оборудованием, без коробки передач

Основные технические данные:
Количество цилиндров 6
Рабочий объём цилиндров, л 3,48
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 82х110
Степень сжатия 6,7
Номинальная мощность при 3600 мин -1 , кВт (л.с.) 66,2 (90)
Максимальный крутящий момент при 1800-2000 мин -1 , Н.м (кгс.м) 215,7 (22)
Минимальная частота вращения холостого хода , мин -1 500-600
Порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4
Направление вращения коленчатого вала двигателя правое
Масса незаправленного смазкой без сцепления и КПП, кг 252
Ресурс до первого кап. ремонта, км 100 000

Удельные показатели:
Литровая мощность, кВт/л (л.с./л) 19,02 (25,86)
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт ч (г/л.с. ч) 333,2 (245)
Средняя скорость поршня, м/с 13,2
Среднее эффективное давление, кПа (кгс/см 2 ) 779,6 (7,95)
Удельная масса двигателя, кг/кВт (кг/л.с.) 4,56 (3,35)
Литровая масса двигателя, кг/л 86,78

Эксплуатационные данные
Топливо А-72
Масло
всесезонно М-8А; М-8Б1; М-8В1 (М-6з/10В)
Охлаждающая жидкость антифриз или вода

Читать еще:  Объем масла в коробке передач газель

Основные узлы и детали

Блок цилиндров литой, чугунный, гильзы короткие, запрессованы в верхней части цилиндра

Головка цилиндров литая из алюминиевого сплава

Поршни литые, из высококремнистого алюминиевого сплава, с эллиптической лужёной юбкой

Поршневые кольца:
компрессионные: 2, чугунные: верхнее хромированное, нижнее- лужёное
маслосъёмное: 1, чугунное, лужёное

Поршневые пальцы стальные, пустотелые, плавающие, с фиксацией двумя стопорными кольцами, поверхность закалена ТВЧ

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, с запрессованой в верхнюю головку свёрнутой бронзовой втулкой

Коленчатый вал стальной, кованый, 4-опорный, поверхность шеек закалена ТВЧ. Диаметр коренных шеек – 64 мм, шатунных – 51,5 мм

Подшипники коренные и шатунные
со сменными тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами
Толщина, мм: коренного вкладыша – 2,25; шатунного вкладыша – 1,75; антифрикционного слоя – 0,187-0,370

Маховик литой, из серого чугуна, с напрессованным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером

Распределительный вал 4-опорный, стальной, кованый

Привод распределительного вала шестерёнчатый от коленчатого вала

Втулки распределительного вала из биметаллической сталебаббитовой ленты

Клапаны тарельчатые, расположены параллельно оси цилиндров
впускные из жаропрочной стали 40Х9С2. диаметр тарелки 39 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,2 мм
выпускные из жаропрочной стали 40Х9С2 с наплавкой рабочей поверхности, диаметр тарелки 36 мм, угол фаски седла 45°, высота подъёма клапана 9,2 мм

Фазы газораспределения, град:
открытие впускного клапана до в.м.т. 17
закрытие впускного клапана после н.м.т. 43
открытие выпускного клапана до н.м.т. 47
закрытие выпускного клапана после в.м.т. 13

Направляющие втулки клапанов металлокерамические

Толкатели клапанов стальные, с наплавкой из специального чугуна

Коромысла клапанов стальные, литые с бронзовой втулкой

Сцепление
1-дисковое, сухое, диаметр диска 280 мм

Подвеска двигателя Эластичная, на резиновых подушках
Количество опор 4
передние 2 передняя пластина блока двигателя , опирающаяся на поперечину рамы
задние 2 нижний торец картера сцепления , опирающийся на поперечину рамы

Система смазки

Тип системы смазки комбинированная под давлением и разбрызгиванием
Узлы и детали с принудительным подводом смазки: подшипники коленчатого и распределительного вала
Масляный насос шестерёнчатый, 1-секционный
Масляный фильтр полнопоточный тонкой очистки
Масляный картер из стального листа, штампованый
Система вентиляции картера закрытая принудительная

Система питания

Топливный насос Б9Г диафрагменный, с рычагом ручной подачи
Карбюратор К-126Ж, 2-камерный с одновременным открытием камер, вертикальный с падающим потоком, двойным распылением топлива и балансированной поплавковой камерой
Воздухоочиститель инерционно-масляный
Ограничитель частоты вращения двигателя пневматический

Система охлаждения

Тип системы охлаждения: жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости
Водяной насос центробежный установлен на переднем торце блока двигателя, с приводом клиновым ремнём от коленвала
Вентилятор стальной 4-лопастный с ременным приводом
Термостат жидкостный, установлен в патрубке головки блока

Электрооборудование

Номинальное напряжение 12 В
Система зажигания батарейная
Катушка зажигания Б1-01 или Б-115
Распределитель зажигания Р-20-01 устанавливается на блоке цилиндров
Свечи зажигания А8НТ
Стартер СТ230-М

Заправочные ёмкости

Система смазки двигателя 7,0 л
Система охлаждения без радиатора 6,5 л

Основные данные для контроля

Зазор между клапанами и коромыслами, мм
для впускных 0,23-0,25
для выпускных 0,28-0,30
Давление масла в системе смазки при температуре масла в картере +80°С
на 2000 оборотах 3-4 кгс/см 2
на 600 оборотах не менее 0,9 кгс/см 2
Температура масла в картере 80-90°С
Температура жидкости в системе охлаждения, град 80-90°С
Температура открытия термостата 70°С
Зазор между контактами прерывателя, мм 0,4±0,05
Зазор между электродами свечей зажигания 0,8-0,95 мм
Расход масла на угар от расхода топлива без учёта смены смазки не более 1,5%

Источники:
Двигатели автомобильные, мотоциклетные и стационарные. часть 1. Отраслевой каталог НИИНАВТОПРОМ 1983 г.

Особенности крепления двигателя ГАЗ 52

Силовой агрегат устанавливается на раму транспортного средства. Крепление осуществляется в 4-х точках в местах расположения специальных опорных подушек, изготовленных из резины с вулканизированными металлическими арматурными вставками. Лапы корпуса двигателя надежно фиксируются к опорам.

При креплении корпуса двигателя используются:

  • специальные болты;
  • кронштейны;
  • распорные втулки;
  • металлические тяги;
  • гайки;
  • шайбы;
  • резиновые прокладки одинаковой толщины и пр.

Зазоры между лапами корпуса двигателя и опорами устраняются при помощи надежной затяжки резьбовых соединений.

Капитальный ремонт

Капитальный ремонт двигателя ГАЗ 52 своими руками проводиться достаточно типично, как и для остальных 6-рядных моторов. Как показывает практика, большинство автолюбителей делают это именно самостоятельно, поскольку стоимость восстановления достаточно дорогая.

Вначале проведения ремонта мотор подвергается разборке, что характерно для операции проведения восстановления. Разбирается поршневая группа, вытягивается коленчатый вал, снимается головка блока цилиндров. Следующим этапом становится проведения диагностических работ.

Диагностика

В процессе диагностики, ДВС Газ 52 подвергается промерам. Так, мерятся поршневая группа, а также коленчатый вал. Соответственно мотор осматривается на наличие трещин. Согласно промерам мотор ГАЗ 52, ремонт которого проводится, проводится подбор поршней. Основными ремонтным размерами являются поршни — 82.5мм, 83 мм. В дальнейшем нет смысла проводить расточку, и проводится гильзовка блока.

Что касается коленчатого вала, то он растачивается на специальном станке для проточки коленвалов. Так, типовыми ремонтными размерами, которые устанавливаются на шейках, являются 0.25 мм, 0.50 мм и 0.75 мм. В очень редких случаях, применяется размер с маркировкой 1,00 мм. Такая размерность шеек коленчатого вала значительно понижает твердость, что с большой вероятностью может привести к обрыву сердца двигателя и прочим последствиям.

Расточка

Расточка ГАЗ 52 (двигатель) должна проводиться профессионалами и очень точно. Так, силовой агрегат устанавливается на специальный стенд, на котором точатся цилиндры. Если перед этим проводилась гильзовка блока, то все равно необходимо проточить гильзы и подогнать поршни по зазорам.

Также, чтобы не было дисбаланса, поршневая группа подгоняется по весу. Так, поршни и шатуны (точнее втулки) подгоняются по весу методом проточки.

Следующим этапом становится хонинговка. Каждый цилиндр хонингуется до получения зеркальной поверхности. Это необходимо для того, чтобы сгорание происходило правильно, а поршни с маслосъемными кольцами скользили и полностью снимали масло со стенок.

После проведения этих операций, мотор ставится на плоскошлифовальный станок и поверхность шлифуется. Так, снимается от 1 до 5 миллиметров, пока поверхность не станет ровной. Следующим этапом станет мойка, чтобы очистить весь внутренний мир двигателя от стружки и пыли.

Сборка

Процесс сборки достаточно долгий. Сначала перевязывается поршневая группа, а точнее укладывается коленчатый вал, и к нему присоединяются шатуны с поршнями. Далее, происходит переборка верхней части блока цилиндров. Так, меняются направляющие втулки, клапаны, седла клапанов (при сильном разрешении блока в местах крепления клапанов). При необходимости проводится опресовка , и устраняются трещины. Делается это при помощи аргонной сварки.

Далее, мотор начинает собраться. В процессе сборки проводится диагностика водяного насоса. При необходимости на нем меняют вал в сборе, подшипник и крыльчатку. Помпа — один из элементов, которые устанавливаются последними. Впоследствии, ставится поддон. Когда все собрано в мотор заливают масло. Для двигателя ГАЗ 52 это 10 литров смазочной жидкости — М-8.

Последним этапом по праву становится обкатка и регулировка клапанов. Так, данный силовой агрегат сначала катается на холодную, а потом уже на горячую. После пробега 1000 км, стоит провести техническое обслуживание по замене масла, масляного фильтра и регулировка клапанного механизма.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: