Мотоблоки Фаворит
Содержание
Мотоблоки Фаворит. Обзор, характеристики, навесное оборудование, инструкция по эксплуатации
Содержание
- Описание
- Мотоблок Фаворит МБ 1
- Мотоблок Фаворит МБ 3
- Мотоблок Фаворит МБ 4
- Мотоблок Фаворит МБ 5
- Навесное оборудование
- Фрезы
- Плуг
- Косилки
- Картофелекопалка и картофелесажалка
- Снегоуборщик и отвал-лопата
- Колеса и грунтозацепы
- Гусеницы
- Утяжелители
- Адаптеры
- Инструкция по эксплуатации
- Обслуживание
- Обкатка
- Основные неисправности
- Видео обзоры
- Отзывы владельцев
Мотоблок Фаворит – новинка в Украине
Подробное изучение мотоблока Фаворит. Сравнение с мотоблоком Салют.
Мотоблок Фаворит сделан добротно, немножко добавить дизайна и от «итальянца» не отличишь.
Внешне он очень похож на мотоблок САЛЮТ (показан на фото), поэтому не удивительно, что все, и продавцы, и покупатели, невольно сравнивают его с САЛЮТОМ. Отсюда и вопрос: что лучше: мотоблок САЛЮТ или мотоблок ФАВОРИТ?
Сразу оговоримся: оба мотоблока хороши. Эти мотоблоки занимают достойную для них ценовую нишу, и мы с удовольствием и без зазрения совести можем рекомендовать их покупателям. Поэтому те, кто ограничен во времени, могут дальше не читать. Для дотошных же, ниже мы расскажем и покажем, в чем все-таки видим отличия, которые следует учесть при выборе мотоблока.
В Интернете читаем:
О таких звездах, как Таисия Повалий, Верка Сердючка и братья Кличко, говорить не будем. О них и так все знают. А вот на ФАВОРИТе остановимся подробнее, потому что эта «звезда засветила» в Украине в конце 2008 года.
Хоть мотоблок ФАВОРИТ и похож на САЛЮТ, конструктивно он все же отличается. Дело в том, что Московское машиностроительное производственное объединение «САЛЮТ» позаботилось, чтобы ни один завод не копировал их конструкцию. Они даже зарегистрировали свою торговую марку SALUT по Мадридскому международному соглашению под №902826 от 22.08.2006. Поэтому тем, кто захочет делать мотоблок, аналогичный САЛЮТу, надо будет позаботиться и об отличиях (само собой разумеется, что к китайцам это не относиться, поскольку судиться с ними – себе дороже). С одной стороны, это хорошо, так как конструкторы, думая об отличиях новой машины, могут сделать её лучше прототипа. С другой, каждый конструктор знает: изменишь размер в одном месте, в другом месте вылезет боком. Давайте посмотрим, какие отличия внедрены в мотоблоке ФАВОРИТ и насколько они удачны (о моделях двигателей и их производителях здесь мы не будем говорить, поскольку одинаковые двигатели производители мотоблоков имеют право ставить).
Первым делом авторы мотоблока ФАВОРИТ развернули двигатель на 180 градусов. При этом пусковой шнур двигателя оказался не под правую руку оператора, как у САЛЮТА, а под левую. Это понравится разве что левше.
Разворот двигателя привел к относительному изменению направления вращения коленвала двигателя. Если смотреть на мотоблоки слева по ходу движения, коленвал мотоблока Фаворит вращается по часовой стрелке (см.жёлтые линии на фото 3), а у Салюта – против. Чтобы сохранить направления вращения вала фрезы, конструкторы ФАВОРИТа установили дополнительный боковой редуктор. На наш взгляд, это вынужденное лишнее звено. И конечно, редуктор потянул деньги. Не знаем как в России, а в Украине мотоблок ФАВОРИТ стоит дороже Салюта. Плюс возможные ремонты этого дополнительного редуктора в будущем. Ну что ж, будем надеяться, что такой именитый производитель ФАВОРИТов, как Дегтяревский оружейный завод, не будет иметь по этому поводу рекламаций с Украины.
Одним из плюсов САЛЮТа является 2-ременная передача усилия от двигателя на редуктор. Преимущества тут очевидны: меньшее проскальзывание ремней, долговечность. У мотоблока ФАВОРИТ (на фото) тут новшеств нет: одноременная передача, как на большинстве других мотокультиваторов и российских мотоблоков.
У мотоблока ФАВОРИТ изменена форма защитных крыльев. Теперь под них можно ставить колёса большего диаметра (у ФАВОРИТа резиновые колёса имеют диаметр 470 мм и ширину 100 мм, а у САЛЮТа 410 и 110 мм соответственно). Это удобно при езде с прицепом. Хотя многие владельцы мотоблоков нашли вариант получше, чем колёса САЛЮТа, НЕВЫ или ФАВОРИТа: ставят резину 5.00х10, которая широко используется в сельском хозяйстве, например, на сеялках, культиваторах и пр. Это более мягкая резина (не следует забывать, что у мотоблоков нет ни амортизаторов, ни рессор, ни пружин).
А вот пахать огород на металлических колёсах диаметром 500-600 мм (именно такие колёса не дают редуктору при вспашке цепляться за поверхность почвы) на мотоблоке ФАВОРИТ не удастся. И вот почему. Чтобы пахать легко и качественно, правый конец лемеха и внутренний край правого колеса должны быть на одной линии. Так, как показано на фото у САЛЮТа. Плуг мотоблока имеет ширину захвата порядка 200 мм, а ширина колес для вспашки – 180-200 мм. Нетрудно подсчитать, что колея при этом должна равняться 600 мм. При большей колее плуг будет захватывать пласт почвы шире, чем его ширина. Сопротивление почвы увеличится, колёса начнут пробуксовывать, а пласт почвы не будет полностью подрезаться. Отсюда и последствия: некачественный оборот пласта и интенсивное толкание мотоблока оператором (хороший для соседей повод посмеяться).
У мотоблока ФАВОРИТ только ширина крыльев составляет 600 мм.
Если надеть колёса диаметром 500-600 мм, колея уйдёт за 800 мм. Можно, конечно, снять крылья, но все равно колея будет более 600 мм (мешает смещённый влево двигатель). Да и как пахать без крыльев? Ведь земля с колёс посыплется сверху прямо на двигатель, который расположен довольно низко! Кстати, выкапывать картофель, посаженный с междурядьем 600-700 мм на таких колёсах также не удастся. Поэтому, хоть в технической характеристике и написано, что мотоблок ФАВОРИТ работает с колеёй 350-600 мм, владельцам ФАВОРИТов придётся пахать и копать на колёсах меньшего диаметра, которые можно разместить под крыльями, а значит, глубина вспашки будет меньше, а копка тяжелее. Для Украины, где в изобилии тяжёлые почвы, работа на таких колёсах – далеко не лучший вариант.
А что у САЛЮТа? Здесь все продумано. Мотоблок САЛЮТ имеет разъемные крылья. При вспашке ширина их составляет всего 420 мм.
Как известно, окучивание дисками проводится на высоких колёсах, диаметром порядка 700 мм. На фото мотоблок САЛЮТ на колёсах 700х130 мм с колеёй 600 мм.
Высокие колёса приподнимают редуктор мотоблока, чтобы он не повреждал картофельный ряд. На фото мотоблок ГЕПАРД-4 с теми же высокими колёсами диаметром 700 мм. На ФАВОРИТе такие колёса можно установить с колеёй 800-850 мм и никак не меньше. Для Украины, где предпочитают садить картофель с междурядьем 600-700 мм, это приведёт к недобору 15-30% урожая. Да и сорняков в огороде будет поболее, так как при увеличенном междурядье выросшие кусты картофеля не смогут эффективно заглушить сорняки. Поэтому сформировать высокие гребни для картофеля ФАВОРИТом на низких колёсах не получится. Редуктор не позволит.
На видеоролике в конце этой статьи вы можете увидеть, что мотоблок ФАВОРИТ выполняет операции по обработке почвы на колёсах, которые расположены под крыльями, т.е. меньше 50 см в диаметре.
Примечание: В конце концов, если вы уже купили ФАВОРИТ, можно и так работать. Но будущий владелец мотоблока должен понимать, что по сравнению с САЛЮТом, на таких операциях как вспашка и окучивание культурных растений дисками, возможности ФАВОРИТа явно ограничены.
Отличается у сравниваемых мотоблоков и П-образный кронштейн для крепления сцепки и рабочих органов. У мотоблока ФАВОРИТ он пошире: не 130 мм, как у САЛЮТа, а 210 мм и имеет не 3 пары, как у САЛЮТа, а 5 пар отверстий для штыря фиксации сцепки (на фото 6 красного цвета). Бесспорно, сделано это с целью увеличения возможностей ФАВОРИТа. Однако не зря ведь сказано: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». И вот почему. Многие владельцы мотоблоков САЛЮТ для работы в междурядьях используют металлические колёса диаметром до 400 мм. Такие колёса заходят под крылья и крепятся как можно ближе к редуктору, чтобы получить узкую колею. Это позволяет вписаться сразу двумя колёсами в одно междурядье при уходе за растениями и тянуть за собой полольные лапы, окучник либо боронку для вычёсывания сорняков.
У мотоблока ФАВОРИТ так не получится: П-образный кронштейн не даёт возможности сдвинуть колесо к редуктору (вот каким боком вылезло увеличение ширины П-образного кронштейна!). Кстати, в Украине появились китайские копии ФАВОРИТа. К сожалению, у этих копий точно такой П-образный кронштейн.
Есть отличия по фрезе. Если диаметры фрез почти одинаковы (у САЛЮТа 340 мм, у ФАВОРИТа – 330 мм), то их ширина захвата отличается: 89 см у ФАВОРИТа и 105 см у САЛЮТа для 6-тарельчатых фрез (отсюда и производительность). А форма ножей отличается ещё существенней. По нашему мнению, ножи у ФАВОРИТа недогнуты. Ножи САЛЮТа подрезать сорняки будут гораздо эффективнее.
А вот почему у мотоблока ФАВОРИТ нет пыльников на полуосях, вопрос! Все, практически все мотоблоки всех производителей имеют пыльники, а у ФАВОРИТов их нет. Ведь это сказывается на долговечности подшипниковых узлов редуктора!
Следующее отличие заключается в креплении фрез. Как правило, в любительских мотокультиваторах, имеющих всего одну передачу вперёд, фреза набирается посекционно. С одной стороны это хорошо, так как даёт возможность устанавливать с каждой стороны редуктора одну, две или три фрезы, меняя таким образом общую ширину захвата фрезы. Так сделано и у мотоблока ФАВОРИТ (на фото поз.1,2,3 слева). С другой стороны, у посекционно набранной фрезы есть люфты и, как результат, радиальное её биение. Для односкоростных мотокультиваторов это не страшно: фреза вращается со скоростью 120-130 обмин и биение не отразится на надежности механизма в целом. Отрицательно это может сказаться на оборотах в 1,5-2 раза больших (именно такие обороты фрезы могут выдавать мотоблоки САЛЮТ и ФАВОРИТ). Такая болтанка может разбить редуктор. Поэтому на серьёзных мотоблоках первые две тарелки фрезы делают неразъемными. Так делают итальянцы, так сделано у САЛЮТа (поз.1 на фото справа), так сделано и у НЕВЫ. Это очень важно!
А для обработки узких междурядий лучше использовать специальную фрезу (на фото фреза мотокультиватора ИТАЛЬЯНО-2 фирмы BENASSI).
. либо такую фрезу, которая может передвигаться по полуосям, изменяя ширину обрабатываемой полосы почвы (на фото фреза для САЛЮТа, изготавливаемая нашим Техническим центром «Садово-огородная техника»).
Выводы: Итак, с точки зрения агротехнологических возможностей, мы не нашли плюсов у ФАВОРИТа по сравнению с САЛЮТом. Скорее наоборот. Поэтому более высокая цена ФАВОРИТа (за счёт дополнительного редуктора), к сожалению, не идёт на пользу этому мотоблоку.
Даже мотоблок НЕВА, который мы поругиваем за старомодность конструкции, в этом плане превосходит мотоблок ФАВОРИТ: работает с любыми колёсами, в любом междурядье, пашет, окучивает да еще имеет дифференциал для удобства разворота на краю огорода. А если учесть, что на НЕВУ начали устанавливать точно такие импортные двигатели, как и на ФАВОРИТ. Вполне возможно, что мотоблок ФАВОРИТ больше задумывался для других работ, а не сельскохозяйственных. Например, коммунальных?
В заключение хотим отметить следующее. Мы никоим образом не утверждаем, что ФАВОРИТ плохой. Мотоблок ФАВОРИТ значительно выигрывает по сравнению с односкоростными мотокультиваторами. Ведь у него есть и пониженная и повышенная передачи. Как у САЛЮТа, НЕВЫ и других мотоблоков с коробками передач. Всё, о чём мы написали выше, не следует рассматривать как недостатки ФАВОРИТа (ведь идеальных машин не бывает!). Это надо рассматривать как конструктивные особенности данной модели. У каждой машины есть что-то своё, что покупатель должен учитывать при выборе мотоблока. И ему придётся продумывать свои технологии выращивания овощей, подстраиваясь под ту машину, которую он приобрёл. Ведь не зря у аграриев существует научное направление по разработке не просто технологий, а технологий механизированного выращивания сельхозкультур.
Вот вам пример. Наукой уже давно доказано, что оптимальная площадь питания сахарной свеклы, а значит наибольший урожай, получается при её выращивании с междурядьем порядка 33 сантиметров. Но в Украине её сеют с междурядьем 45 см, а в зоне орошаемого земледелия и того больше – 70 см. А всё потому, что существующие пропашные сеялки, культиваторы и свеклоуборочные машины не могут вписаться в узкие междурядья. Попытки сделать специальные машины пока не дают желаемой рентабельности.
Ну, а насчет того, что «в Украине взошла новая звезда, которая является удачным продолжением конструкторских решений, воплощенных в «САЛЮТЕ».… Оставим это на совести рекламодателей.
Киев, Частное предприятие «Технический центр «Садово-огородная техника».
Статья написана в марте 2009 г., отредактирована в 2010 гг.
Дополнительное оборудование
Применение разнообразного навесного оборудования делает мотоблок Фаворит полностью универсальным устройством. Оснащенный всем необходимым он может пахать и бороновать землю, сажать и выкапывать картофель, пропалывать междурядья, окучивать посадки, убирать снег и сметать мусор, а также перевозить грузы и косить траву. Все это позволяет владельцам агрегата заменить им многие узкоспециализированные машины, применение которых оказывается достаточно затратным.
Если выбирать самое необходимое оборудование, то стоит приобрести плуг и культиваторы, сажалку и копалку для картофеля, окучник и полольник. Тем же, кто хочет использовать мотоблок круглогодично, стоит задуматься о покупке лопаты-отвала для очистки территории от снега.
Помимо этого, для облегчения работы следует приобрести адаптер с сиденьем, который даст возможность не идти за агрегатом, а ехать. Особо удобно, когда кроме этого адаптера еще имеется и прицеп с сиденьем для перевозки грузов. В этом случае мотоблок превращается в настоящий грузовой транспорт.
Обратившись к видео материалам, имеющимся в интернете, можно пронаблюдать, как мотоблок Фаворит работает с различным навесным оборудованием. Это поможет определиться с тем, какие его виды крайне необходимо приобрести.
Ознакомившись с особенностями рассматриваемой модели, а также с отзывами о мотоблоке Фаворит и об аналогичном оборудовании других марок различных производителей, можно переходить к выбору агрегата, отвечающего конкретным требованиям. Как правило, оценив все за и против, а также сравнив цены, потребитель отдает предпочтение продукции завода ЗИД, что, конечно же, говорит о ее высочайшем качестве и надежности.