Нужны ли права на управление мотоблоком и минитрактором
Содержание
- 1 Нужны ли права на управление мотоблоком и минитрактором
- 1.1 Нужны ли права на управление мотоблоком и минитрактором
- 1.2 Является ли мотоблок транспортным средством?
- 1.3 Какие права нужно оформить для езды на мотоблоке с прицепом, минитракторе
- 1.4 Можно ли управлять мотоблоком, не имея прав?
- 1.5 Является ли мотоблок транспортным средством?
- 1.6 Что можно делать на аппарате
- 1.7 Модельный ряд и технические характеристики
- 1.8 Чем отличается мотоблок и культиватор
- 1.9 Так со скольки лет можно ездить на мотоблоке?
Нужны ли права на управление мотоблоком и минитрактором
Научно-технический прогресс подарил человечеству множество средств малой механизации. Наиболее распространенной категорией являются различные сельскохозяйственные агрегаты – газонокосилки, культиваторы, мотоблоки, триммеры, минитракторы. Юридический статус больших тракторов вполне понятен, а с мотоблоками и минитракторами возникают вопросы.
Если культиватор рыхлит грядки на огороде, это приспособление, а, если на мотоблоке с прицепом нужно выехать на автотрассу, чтобы добраться до участка – это транспорт?
Является ли мотоблок транспортным средством?
Разобраться в том, мотоблок — это транспортное средство или нет, сложно даже на основании юридических документов. Транспортный мотоблок классифицируется как универсальное мобильное устройство, если быть точнее, то это разновидность малогабаритного трактора. Но считается он как самостоятельный вид транспорта? Скорее нет, чем да. Мотоблок как транспортное средство можно отнести сразу к нескольким категориям, в зависимости от габаритов.
Это может быть небольшой мотоблок с маленьким движком, рабочий инструмент закреплен на оси, и оператор просто идет сзади, управляя им. Но есть и более массивные устройства, к которым прицепляются дополнительные принадлежности с помощью кронштейна (прицеп, севалка, фреза и т.п.), тогда они приравниваются к категориям самоходных машин. В первом случае вряд ли у вас возникнут проблемы с законом, а вот во втором есть некоторые нюансы.
Какие права нужно оформить для езды на мотоблоке с прицепом, минитракторе
В таком нелёгком труде как ведение подсобного, садоводческого или фермерского хозяйства невозможно обойтись без средств малой механизации – мотоблоков и минитракторов. С их помощью аграрии обрабатывают землю, высаживают различные культуры, убирают урожай и решают прочие задачи. Потому как хозяйственникам периодически приходится выезжать на моторизированной сельхозтехнике за пределы своих участков, их интересует: имеют ли они право ездить по общественным автомобильным дорогам и нужен ли для этого разрешающий документ?
Нужны ли права на мотоблок с прицепом?
Беспрепятственно ездить по дорогам общественного пользования могут владельцы любых транспортных средств, которые имеют при себе водительские права с соответствующей категорией и знакомы с правилами дорожного движения (ПДД).
По этой же причине эксплуатировать на автодорогах всеобщего пользования данный вид минитехники с прицепом нельзя. Об указанном правиле свидетельствует и надпись в паспорте, прилагаемом к большинству моделей мотоблоков российского производства. Транспортировать мотоблок разрешается только при помощи прицепа трейлера. Для самостоятельной езды по общей автомобильной трассе нужен пропуск к месту работы. Его, как правило, выдаёт автодорожная служба рабочему, когда нанимает спецтехнику для асфальтирования дорог.
Но как тогда быть обладателям моторизированных сельхозагрегатов, которые хотят использовать их для своих целей и не иметь проблем с представителями Госавтоинспекции? Все же есть один вариант максимально обезопасить себя от проблем с ДПС.
Для этого собственникам мотоблоков с прицепами нужен удостоверяющий бланк на одну или несколько открытых категорий. Например, фермеру для езды на мотоблоке с прицепом достаточно иметь категорию «A» или «A1», которая предоставляет законное право на управление автомототранспортом, включая мотоциклы, мотоколяски. Нужен такой вид категории и для подтверждения, что владелец моторизированной минитехники с прицепом знает элементарные правила движения. Кроме всего прочего водить мотоблок по автотрассе нужно с установленными на нём передними ходовыми огнями и специальными светоотражающими (световозвращающими) элементами на борту прицепа.
Права на управление нужны как своеобразная страховка в случае, если аграрию понадобится воспользоваться общественной автомобильной дорогой. Например, для доставки своей моторизированной техники к месту проведения сельскохозяйственных работ, транспортировки прицепом сена с отдалённого покоса или корнеплодов с дачного участка.
Какие права нужны для езды на минитракторе?
Что касается минитрактора, то требования по его эксплуатации на общих автодорогах немного отличаются от тех, что предъявляются к мотоблоку.
Так как минитрактор, с прицепом или без, относится к самоходным сельскохозяйственным машинам, следовательно, является полноценным транспортным средством. Поэтому на нём дозволено ездить по общественным автотрассам, но водителю нужен своеобразный допуск на эксплуатацию данного вида техники.
Такое право предоставляет инспекция Гостехнадзора и только тем обладателям минитракторов, которые прошли надлежащее обучение и успешно сдали экзамены по вождению.
В подтверждении того, что собственник имеет право на управление сельскохозяйственной техники, выдаётся удостоверение тракториста с соответствующей категорией, которая открывается в зависимости от типа трактора и объёма двигателя. Итак, категория:
- «B» даёт право на эксплуатирование гусеничных и колёсных минитракторов с двигателями мощностью до 25,7 кВт;
- «C» позволяет управлять колёсными мини тракторами и тракторами, у которых стоят силовые агрегаты с мощностью 25,7-110,3 кВт;
- «D» предоставляет право на эксплуатацию тракторов с мощностью двигателя более 110,3 кВт;
- «E» разрешает управлять только гусеничной машиной, оснащённой двигателем мощностью более 25,7 кВт.
Чтобы владелец трактора смог получить соответствующую категорию водительских прав нужно, чтобы его «железный конь» благополучно прошёл технический осмотр и государственную регистрацию в службе Гостехнадзора. Такой порядок нужен для всех моделей тракторов и минитракторов, произведённых в заводских условиях и официально продаваемых в России.
А вот сертификация заводским тракторам не понадобится, так как такая процедура уже проведена заводом-изготовителем.
Удостоверение тракториста-машиниста с обозначенной категорией, выданное собственнику трактора государственной инспекцией по техническому надзору, действительно только на территории России. Заполнение тракторных «корочек» производится в соответствии с установленным образцом.
На одной стороне удостоверения располагается его название, серия, номер и дата выдачи, а так же фотография, данные и подпись владельца, на другой – обозначена категория техники, которой он имеет право управлять.
Права на самодельный мототрактор
Довольно часто владельцы личных подсобных хозяйств и фермеры задействуют для своих работ самодельные минитракторы, созданные из заводских узлов и агрегатов или переделанные из тяжёлых мотоблоков марки Кентравр, Зубр, Форте и прочих.
Полноприводные переделки и самоделки так же, как и тракторы заводского производства, необходимо в обязательном порядке узаконивать, то есть регистрировать в Гостехнадзоре. Для этого собственники техники (переделанной из мотоблока или сделанной своими руками) предоставляют в инспекцию:
- заявление на регистрацию переделанного или произведённого собственноручно трактора;
- удостоверение личности с отметкой постоянного или временного места жительства;
- оригиналы (допускаются и копии) товарных чеков на купленные узлы, детали и агрегаты, которые были использованы для изготовления трактора.
Затем составляется акт, в котором указывается, отвечает ли переделанная или собранная собственноручно конструкция техническим нормам. А также, удовлетворяет ли минитрактор требованиям экологии и безопасности дорожного движения: оснащён ли он нужными сигнальными и светотехническими приборами, хватает ли устойчивости против опрокидывания, достаточны ли тормозные свойства и прочее.
Если все технические и экологические нормы в порядке и доказано, что собранный своими силами минитрактор пригоден к эксплуатации, его владетелю выдаётся технический паспорт и номерной знак, а после сдачи соответствующих экзаменов по вождению – удостоверение тракториста-машиниста с обозначенной категорией.
Имея на руках разрешающую бумагу, собственник трактора может законно выезжать на общественную дорогу, в том числе и с прицепом, при условии, что самоходное средство не будет усложнять обстановку на проезжей части и препятствовать транспортному процессу. Если такой бумаги нет, то можно получить штраф.
Можно ли управлять мотоблоком, не имея прав?
- Можно ли управлять мотоблоком, не имея прав?
- Законодательная база и право управлять мотоблоками и мини-тракторами
- Можно ли ездить на мотоблоках и мини-тракторах по дорогам общего пользования?
- Как осуществляется регистрация мотоблока или мини-трактора в Гостехнадзоре?
Жители стран постсоветского пространства очень привязаны к сельскому хозяйству, и многие успешно реализуют эту привязанность в домашнем фермерстве, которое также приносит неплохие доходы. Понятно, что без наличия транспорта никто сегодня землю не пашет, поэтому в хозяйствах многих землевладельцев стало появляться все больше новой техники – мотоблоков и мини-тракторов. В связи с этим актуальным стал вопрос о том, нужно ли подобные виды транспорта регистрировать и требуется ли иметь для их управления водительское удостоверение. Во всем этом и разберемся сегодня.
- Законодательная база и право управлять мотоблоками и мини-тракторами
- Можно ли ездить на мотоблоках и мини-тракторах по дорогам общего пользования?
- Как осуществляется регистрация мотоблока или мини-трактора в Гостехнадзоре?
Законодательная база и право управлять мотоблоками и мини-тракторами
Начнем с самого главного: мотоблок не является транспортным средством, даже если к нему прицепить штатный прицеп. По этой причине и регистрации такое мобильное энергетическое средство, созданное на базе малогабаритного трактора, не требует. Стоит также отметить, что даже в ППД нет никаких упоминаний о мотоблоках, по причине чего правил управления ими фактически не существует, так как в них практически и нет необходимости.
Мысль сводится к тому, что даже если законодательная база не требует получения специальной водительской категории для управления мотоблоками и мини-тракторами, все же, чтобы сесть за руль такого средства, требуется наличие хотя бы одной категории в правах.
Но если с мотоблоками более-менее все понятно, то как же обстоят дела с мини-тракторами? Данное сельскохозяйственное устройство также невозможно отнести к категории транспортных средств, однако мини-трактор является представителем категории самоходной сельхозтехники. Как результат, это требует соответствующей регистрации в Гостехнадзоре. Что в этом сложного? Да в целом, ничего, за исключением необходимости прохождения специальной экспертизы для сопоставления вашего мини-трактора с действующими стандартами. И эту экспертизу, конечно же, придется полностью оплачивать владельцу.
К слову, ранее в Украине регистрировались даже самодельные мини-тракторы, если на них устанавливался двигатель до 50 кубов. Однако в последнее время законодательство отвернуло свой цепкий взгляд от данной категории транспорта (не считая его транспортом), поэтому если вас поймают на поле на самодельном мини-тракторе без прав и регистрации – в целом проблем не должно возникнуть, так как полномочия Госавтоинспекции на «технологичные проезды» среди полей не распространяются.
Что же касается тех мини-тракторов, которые были выпущены на заводе, то их регистрировать необходимо обязательно. При этом не придется даже проходить экспертизу, поскольку все данные о нем будут поданы в документации, с которой трактор покупался.
Да, права на управление мини-трактором обязательно нужно иметь, но только они не имеют ничего общего с обычным водительским удостоверением. Для управления таким средством необходимо получить права тракториста, которые выдаются все тем же органом технического надзора. По факту прохождения специального обучения и сдачи экзаменов человек получает удостоверение тракториста-машиниста, в котором также имеется шесть категорий, как и в привычном водительском удостоверении – от А до F.
Можно ли ездить на мотоблоках и мини-тракторах по дорогам общего пользования?
Если мини-трактор или мотоблок являются самодельными – то ездить на них по дорогам общего пользования запрещается. Такие приспособления необходимо транспортировать в специальных прицепах-трейлерах. Но если же возникнет необходимость добраться до места назначения на подобном транспорте, то для этого водителю придется иметь при себе не только водительское удостоверение, но и также пропуск на место выполнения определенного вида работ. К примеру, если это рабочий, помогающий укладывать асфальт, то у него должен быть пропуск из автодора.
Если же вы являетесь фермером, то по дороге к своим владениям вам все же лучше избегать дорог общественного пользования или городских трасс. Но в любом случае имейте под рукой свои права.
Как осуществляется регистрация мотоблока или мини-трактора в Гостехнадзоре?
Какое бы техническое приспособление вы ни приобрели для своего фермерского хозяйства, во избежание неприятных эксцессов с органами правопорядка, есть смысл сразу же обратиться в Гостехнадзор для того, чтобы при необходимости мотоблок или мини-трактор получил регистрацию.
В Гостехнадзоре осуществляется регистрация всех видов специальной техники, и при этом данная процедура занимает совсем мало времени. Кроме регистрации, в этом учреждении также выдают разрешение, позволяющее вам эксплуатировать свой мотоблок или мини-трактор.
При этом, даже если вы приобрели мини-трактор для работы на приусадебном участке и не собираетесь выезжать на тракторе за его пределы, регистрация техники все равно должна осуществляться. Ведь в случае кражи трактор без регистрации вряд ли кто-то захочет искать.
Если говорить о мини-тракторах, то перед тем, как приступать к их эксплуатации, очень важно заблаговременно пройти полный технический осмотр и получить справку о том, что устройство пригодно к использованию. К слову, на учет мини-трактор необходимо ставить по месту своей прописки.
В завершение подытожим: любое транспортное средство, даже если это мини-трактор или мотоблок, необходимо регистрировать в Гостехнадзоре. На территории России для мини-тракторов является обязательным также прохождение технического осмотра.
Что же касается необходимости получения прав на управление данной сельскохозяйственной техникой, то они потребуются лишь в том случае, если на своем мини-тракторе вы собираетесь также колесить по дорогам общественного пользования. В этом случае вам понадобятся специальные права тракториста-машиниста. В случае с мотоблоком права не нужны, так как выезжать на нем на дорогу общественного пользования нельзя.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Является ли мотоблок транспортным средством?
Для того чтобы понять нужны ли права на мотоблок стоит разобраться является ли он вообще транспортным средством. Конечно же данный агрегат под категорию транспортного средства не попадает. В первую очередь об этом говорит руководство по эксплуатации мотоблоков. А именно там четко указано, что данный аппарат не предназначен для использования на дорогах общего пользования.
В законодательстве также не относят данную сельхозтехнику к категории транспортных средств. Соответственно для мотоблока не требуется оформление подлежащее государственной регистрации и прохождение техосмотра. Поэтому в итоге мы имеем, что его можно использовать лишь на огороде, ферме или в саду.
Что можно делать на аппарате
Можно ли пользоваться какими-либо дорогами на моторном блоке? Владелец устройства может проезжать по обочине, не затрагивая проезжую часть. Его юридический статус при этом будет равен статусу пешехода. Но при этом все равно следует опасаться штрафа, если водитель находится в нетрезвом виде. А вот оштрафовать за нарушение ПДД сотруднику ГИБДД будет сложнее, ведь владелец не выезжает на проезжую часть. На тропинках, проселочных дорожках можно ездить спокойно. Является ли это вождением на общественных дорогах? Нет. Так как на этих проселках нет разметки и знаков, то штраф дать не могут.
Чтобы перестраховаться, лучше брать с собой водительское удостоверение даже при езде по обочине, а с ним и паспорт регистрации сельхозтехники. Заявления вроде «Езжу и не трогают» не стоит слушать: много раз сотрудники ГИБДД проверяли и сельхозслужащих.
Оптимальный и официально разрешенный вид перемещения моторных блоков — при помощи прицепов. Тогда можно переложить ответственность за езду на водителя автомобиля с прицепом или самому сесть за руль. В таком случае нужно будет ездить по дороге по всем правилам ПДД для легковых или грузовых автомобилей: с правами, лицензией, номерными знаками и включенными фарами.
Модельный ряд и технические характеристики
Начать перечисление моделей минитракторов Беларусь хотелось бы с модели 132H, которая обладает специфичной рамой, позволяющей достигать хороших показателей маневренности, а также снижения радиуса поворота агрегата. Благодаря наличию гидросистемы, возможно присоединение любого навесного оборудования без посторонней помощи.
Технические характеристики 132H:
- тип двигателя – 4-тактный, бензиновый,
- марка используемого мотора – GX390,
- максимальная мощность – 13 л.с.,
- тип привода – 4×4,
- максимальная развиваемая скорость – около 18 км/ч,
- тип запуска – ручной и с помощью электростартера,
- длина агрегата – 2,5 м,
- ширина агрегата – 1 м,
- высота агрегата – 2 м,
- общий вес – 425 кг,
- максимальная грузоподъемность – 700 кг.
Беларусь 132H, выпускаемый Минским заводом, будет стоить порядка 130 тысяч рублей, что является вполне адекватной ценой, учитывая многообразие тех работ, которые он выполняет. В принципе, окупаемость данного минитрактора составляет порядка 2-3 лет, что является нормальным показателем.
Более подробно о минитракторе Беларус 132н смотрите на видео:
Беларусь 152 был выпущен относительно недавно – в 2015 году. Пока еще рано судить о его эффективности, ведь времени прошло достаточно немного, но определенная репутация, завоеванная МТЗ, позволяет рассчитывать на достаточно хороший агрегат.
- тип двигателя – 4-тактный, бензиновый,
- марка используемого мотора – GX390,
- максимальная мощность – 13 л.с.,
- объем двигателя – 389 см3,
- тип привода – 4×3,
- максимальная развиваемая скорость – около 18 км/ч,
- тип запуска – ручной и с помощью электростартера,
- длина агрегата – 2,3 м,
- ширина агрегата – 0,98 м,
- высота агрегата – 1,97 м,
- общий вес – 530 кг,
- дорожный просвет – 28 см.
Цена на минитрактор Беларусь 152 составляет порядка 280 тысяч рублей.
Беларусь 320.4 является более усовершенствованной моделью предыдущей версии минитрактора – Беларусь 320. Были внесены изменения в кузов и кабину агрегата, существенно изменив их дизайн.
- тип двигателя – 4-тактный, дизельный,
- марка используемого мотора – LombardiniLDW1603,
- максимальная мощность – 36 л.с.,
- объем двигателя – 1,649 л,
- тип привода – 4×4,
- объем бака с горючим – 32 л,
- максимальная развиваемая скорость – около 25 км/ч,
- тип запуска – ручной и с помощью электростартера,
- длина агрегата – 3 м,
- ширина агрегата – 1,55 м,
- высота агрегата – 2,15 м,
- общий вес – 1720 кг,
- дорожный просвет – 32 см,
- максимальная грузоподъемность – 1100 кг.
Цена на минитрактор Беларусь 320.4 может достигать порядка 700 тысяч рублей.
Минитрактор Беларусь 321, так же как и Уралец, минитрактора российского и китайского производства, предназначен для множества работ в сельскохозяйственной, коммунальной и иных сферах. Данная модель прекрасно агрегатируется с различным навесным оборудованием, а также с прицепами и иными приспособлениями.
- тип двигателя – дизельный,
- марка используемого мотора – LombardiniLDW1603,
- максимальная мощность – 36 л.с.,
- объем двигателя – 1,649 л,
- тип привода – 4×4,
- объем бака с горючим – 26 л,
- максимальная развиваемая скорость – около 25 км/ч,
- тип запуска – ручной и с помощью электростартера,
- длина агрегата – 3 м,
- ширина агрегата – 1,3 м,
- высота агрегата – 2,28 м,
- общий вес – 1450 кг,
- дорожный просвет – 32 см,
- максимальная грузоподъемность – 1100 кг.
Стоимость данной модели составляет порядка 550-600 тысяч рублей, что является достаточно адекватной ценой за те технические данные, которые присутствуют у данной модели.
Чем отличается мотоблок и культиватор
Многие потребители не видят разницу между двумя этими понятиями, считая, что мотоблок и культиватор – это одно и то же. На самом деле между ними есть принципиальные отличия.
Разница между этими агрегатами заключается в предназначении и функциональности. Если культиватор создан в основном для подготовки к посадке и рыхления земли, то мотоблок – способен выполнять гораздо больше функций.
Отличительные черты конструкции
Мотоблок
Культиватор
Выбирая мотоблок или культиватор следует обратить внимание на почву, которую придется обрабатывать, а также размер территории.
Например, с глиной работать сложнее, чем с песком. А работы на целине выполняются при помощи специальной фрезы.
Если необходимо всего один раз перепахать целину на вновь приобретённом участке приобретать что-либо вообще нерационально. Лучше нанять трактор или взять соответствующую тяжёлую технику в аренду.
Задачи, которые решает мотоблок
- площадь огорода велика и необходимо минимизировать время на его перекопку;
- предполагается не только культивация почвы, но и глубокая вспашка, особенно целинной земли, кошение травы, уборка снега, перевозка грузов;
- почва на участке тяжёлая, глинистая;
- посадки представляют собой сплошное поле, а грядки нарезаются каждый раз заново;
- в семье есть люди, способные не только работать с тяжёлой техникой и перемещать её к месту хранения, но и обслуживать и регулировать бензиновый двигатель;
- у вас есть где хранить громоздкий и недешёвый агрегат.
Мотоблок помогает быстро обработать почву, но при этом с его помощью можно осуществлять и другие сельскохозяйственные работы. Также с помощью мотоблока можно окучивать и копать землю, даже вывозить урожай с огорода.
Для чего нужен культиватор
- ваш огород средних размеров и, возможно, состоит из стационарных огороженных грядок (для последнего подойдут небольшие маневренные модели без передних колёс и выступающих частей);
- вы хотите обрабатывать почву в теплице;
- вы собираетесь выполнять вспашку, прополку, междурядную обработку, окучивание;
- в работе будут участвовать пожилые и физически слабые люди;
- все члены семьи с техникой на «вы» (в этом случае оптимально будет обратить внимание на электрические культиваторы, не требующие регулировки и сложного обслуживания);
- на зиму все дачные ценности приходится увозить в город или тщательно прятать от воров.
Культиваторы необходимы в первую очередь для обработки почвы. Их главное назначение заключается в том, чтобы подготовить ее к посеву, улучшить грунтовую структуру, осуществить смешивание удобрений с почвой.
Поэтому, решив приобрести садовое оборудование, нужно определиться, какой круг задач предстоит решать с помощью нового механизма. Если речь идет лишь об обработке почвы – следует выбрать культиватор. Когда же техника необходима не только для окучивания, но и для более сложных и серьезных функций (уборка снега, перевозка грузов прицепом и т. д.), – нужен, конечно же, мотоблок.
Так со скольки лет можно ездить на мотоблоке?
Итак, мы выяснили, что передвижения по дорогам на мотоблоке либо запрещено, либо регулируется строгими правилами. Но нужны или нет права на мотоблок, если пахать на нем на собственной даче, и со скольки лет можно это начинать делать? Если вы не добираетесь к рабочему месту по шоссе (то есть огород расположен возле вашего двора), то никто не имеет права предъявлять вам какие-либо претензии.
Возрастных ограничений при работе с мотоблоком фактически нет. Есть требования относительно техники безопасности. Следует помнить, что для управления мотоблоком нужна немалая физическая сила, поэтому не рекомендуется доверять управление агрегатом детям до 14-15 лет. Ну а если на нем нужно ехать по обочине, что сводится к наличию прав, то возрастная планка поднимается до 18 лет.