Устройство, эксплуатация и ремонт сцепления КАМАЗ своими руками
Содержание
Перед тем, как приступить к ремонту конструкции, важно понимать строение и работу узла. Автомобили КАМАЗ оснащаются двухдисковым сцеплением, где пружины располагаются периферийно. Привод у таких автотранспортных средств установлен гидравлический, а усилитель – пневматический. Особенность сцепления – сухой фрикционный тип, так как передача крутящего момента будет осуществляться под действием сил трения сухих поверхностей. Далее момент перемещается на ведомые диски.
Все составляющие узла расположены на специальном алюминиевом картере, который закреплен на маховике болтовым соединением. Система включает в себя ведомые и ведущие элементы. Кроме этого, в его работе участвует нажимное устройство и механизм отключения системы приводного типа.
Ведущие детали – маховик, диски (нажимной и средний), а также кожух. Остальные элементы можно отнести к ведомым. Нажимное устройство состоит из пружин цилиндрического сечения в количестве 12 штук, закрепленных в пространстве между нажимным диском и кожухом. Механизм выключения – это рычаги и комплектующие элементы.
Работа осуществляется следующим образом. Ведомые диски неподвижно установлены между маховиком и ведущими дисками. Между подшипником и стальным упорным кольцом образуется зазор в интервале от 3,2 до 4 мм. Образующийся крутящий момент переходит от маховика по выступам на плоскостях среднего и нажимного диска. Диск сцепления промежуточный КАМАЗ расположен в этом же узле. Далее на основании силы трения перемещается на фрикционные накладки и ведущий вал. Во время работы узла все составные элементы приходят в движение, за исключением муфты, которая остается неподвижной.
Назвать конкретный пробег, после которого пора менять сцепление, нельзя. Слишком много факторов влияют на его срок службы:
- манера езды — резкий старт и частые пробуксовки, а тем более, участие в гонках в разы сокращают период эксплуатации;
- качество агрегата — оригинальные детали всегда долговечнее недорогих аналогов;
- посторонние жидкости или мелкие твердые предметы могут вывести из строя даже новый узел;
- ошибки при установке и регулировке неизбежно ведут к снижению эксплуатационных характеристик.
Износ накладок из-за неверной настройки сцепления
Важность своевременного ремонта узла
Сцепление на КАМАЗ предназначено для плавного соединения коленвала двигателя с первичным валом коробки при трогании с места и временного отключения для переключения передач. Грузовики комплектуются фрикционным сцеплением сухого типа, работа которого основана на использовании физического свойства силы трения.
Конструкция механизма:
- Функцию трущихся поверхностей выполняют диски сцепления (ведомый, средний и нажимной), характеризующиеся высоким коэффициентом трения;
- Нажимное устройство из 12 пружин;
- Для разъединения дисков используется гидравлический привод (4 рычага, упорные кольца, опорная вилка);
- Пневматический усилитель позволяет прикладывать минимум усилий, чтобы уверенно тронуться на загруженном грузовике.
С целью эффективной передачи крутящего момента используется двухдисковое сцепление. Во включенном положении, при исправности и правильной регулировке механизма, диски с помощью пружин находятся в зацеплении и благодаря возникающей силе трения без потерь передают крутящий момент на вал коробки передач. Сцепление находится в корпусе из алюминия, который прочно зафиксирован к картеру маховика. Для визуального осмотра состояния трущихся поверхностей дисков предусмотрены люки с крышкой.
От технического состояния диска сцепления и других комплектующих зависит разгон и движение автомобиля, особенно при полной нагрузке. Механизм выполняет также защитную функцию, предохраняя коленвал двигателя грузовика и узлы коробки передач в случае перегрузки трансмиссии.
Квалифицированный сервис
Опытные специалисты сервисного центра «Трак Сервис» быстро и качественно выполняют работы по восстановлению работоспособности сцепления.
В основном, в процессе эксплуатации автомобилей могут возникнуть следующие неисправности:
- Буксует диск сцепления;
- Неполное выключение механизма;
- Заклинивание привода;
- Запаздывание срабатывания механизма ввода в зацепление дисков;
- Отсутствует свободный ход педали и пр.
Поломки проявляются характерными симптомами: автомобиль медленно набирает скорость, необходимо прикладывать больше усилий для переключения передач, появляется повышенный шум, ощущается запах гари и др.
Для устранения неисправностей выполняется диагностика механизма, демонтаж с автомобиля, разборка с целью дефектовки запчастей и определения остаточного ресурса эксплуатации. Выполняется промывка и замена неисправных деталей сцепления. Для ремонта применяются оригинальные комплектующие, отвечающие требованиям по надежности и безопасности в эксплуатации.
При возникновении поломок обращайтесь к официальному дилеру КАМАЗ в Оренбурге компании «Трак Сервис» и приобретайте по приемлемой цене диск сцепления на КАМАЗ, а также другие необходимые запасные части. Специалисты центра окажут помощь в подборе комплектующих для конкретной модификации грузовика.
Советы по замене сцепления
Рекомендуем вам делать такой процесс как регулировка сцепления маз в определенной последовательности.
Сначала смотрите на диск сцепления. Если он неисправен, заменяем на новый. При этом обращаем внимание на опорный подшипник. Если элемент не требует замены, просто смазываем его маслом и устанавливаем.
Внимательно осматриваем корзину сцепления. Регулировка сцепления маз требует тщательной проверки целостности лепестков сцепления, наличия следов перегрева и трещин. Осматриваем выжимной подшипник. Лучше всего сразу же заменять данную деталь. Иначе регулировка сцепления маз повторится, как минимум, дважды.
Регулировка сцепления маз закончена. После завершения процесса ставим сцепление и кпп на самосвал. Естественно, делаем сборку в обратной последовательности. Но мы уточним некоторые нюансы в сборке данного элемента.
Регулировка сцепления маз требует снятия диска сцепления. Однако его установка может вызвать несколько трудностей. Так нужно обязательно использовать первичный вал для отцентровки относительно подшипника и корзины диска.
Также замена сцепления маз, точнее установка элемента может производиться и с помощью пластикового первичного вала. Как правило, он дешевле и легче. В остальном замена сцепления маз и сборка элемента обычно не вызывает трудностей.
Делайте осмотр грузовика как можно чаще. При выявлении причин поломок, срочно делайте ремонт сцепления маз. Так данный элемент будет вас редко беспокоить.
Подписывайтесь на наши каналы в соц сетях twitter, facebook, в контакте, google+.