420 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тормоза МТЗ 82(80): устройство, регулировка и ремонт

Тормоза МТЗ 82(80): устройство, регулировка и ремонт

Тормозная система предназначена для экстренной остановки движения, для остановок и снижения скорости в процессе вождения с учётом маневрирования, а также фиксации машины в стояночном положении. В МТЗ 80(82) система конструктивно встроена в трансмиссию машины и управляется с места водителя трактора.

Устройство тормозов МТЗ-82

Трактор Беларус, как правило, оборудуют сухими дисковыми тормозами. Их устанавливают на валах ключевых шестерных колес. Стоят они с обеих сторон, и сверху на них накидываются специальные защитные кожухи.

Тормозная система МТЗ-82 состоит из нескольких элементов:

  1. Два соединительных диска, которые совмещаются с помощью специальных приспособлений с ведущими шестеренками конечных передач.
  2. Фрикционные накладки, наклеенные на диски.
  3. Пара нажимных дисков, которые изготовлены из чугунного материала и соединены с первым элементом конструкции.

Между последними элементами устанавливается несколько разжимных шаров, которые располагают по всей окружности с равными отступами друг от друга. Эти шары должны войти в специальные наклонные гнезда, которые сделаны изнутри на нажимных дисках. Внутри конструкция тормозов тракторной машины полностью защищена от протекания в нее масла, которое содержится на заднем мосту. Защита сделана при помощи установки специальной пары самоподжимных манжет на крышке стакана. Крышка, в свою очередь, получает уплотнение при помощи резинового кольца.

Рабочий тормоз

На тракторе МТЗ 82 в качестве механизма рабочих (основных тормозов) используются сухие тормоза на дисковой основе. Они расположены в задней части моста с правой и левой стороны соответственно.На рисунке ниже представлена схема устройства рабочего тормоза трактора.

1 — основной кожух тормозной системы; 2 — шариковая основа; 3 — пружинное основание; 4 — диски для соединения деталей; 5 — диски тормозной системы; 6 — вилочное основание; 7 — контргайка крепления; 8 — болт для обеспечения регулировки; 9 — педальный валик; 10 — защелка тормозной системы; 11 — шайба в форме сферы; 12 — рычаг тормозной системы левой стороны; 17 — защелка тормоза на горной поверхности; 18 — тяга тормозной системы; 19 — крышка крепления.

Такая схема тормоза подходит и для моделей 821 и 80. Обычно эти транспортные средства оборудованы ручным типом тормоза.

Регулировка управления как новых, так и старых типов тормозов осуществляется следующим образом:

  • подушки типа А должны быть установлены на поверхность и иметь толщину 2-3 мм;
  • гайки болтов, которые выполняют регулировочную функцию колодок следует отвернуть;
  • провести регулировку рабочих тормозов;
  • вернуть контргайку в рабочее положение.

Стояночный тормоз

При правильной установки ручника стояночного тормоза происходит полная блокировка тормозов под уклоном до 18%, это главное отличие модели мтз82 от предшественников.

Регулировка данного типа тормоза необходимо проводить следующие действия:

  • тормоз ослабляется путем перемещения положения рычага вперед;
  • открутить контргайку винта регулировки 1 и 7 (только после освобождения его от крепления);
  • совместить друг с другом показатели: В1 и В2; рычаг 4 с вилкой 6;
  • вставить паз пальца 5;
  • винт 1 необходимо закрутить до того момента, когда усилия тормоза в размере 400Н будет приходится на промежуток 3 и 4 фиксаторов.
  • затянуть гайку до упора.
Читать еще:  Замена шкворней камаз

Как определить наличие неисправностей тормозной системы трактора

Необходимость в проведении ремонтных манипуляций возникает сразу, после обнаружения таких симптомов неполадок тормозной системы, как:

  • снижение уровня тормозной жидкости (происходит при износе колодок, наличии утечек из-за разгерметизации шлангов и трубок);
  • заклинивание регулировок;
  • мягкая или жесткая педаль, снижающая эффективность торможения;
  • наличие пульсации либо вибрации педали, ее чрезмерный ход либо проваливание в пол;
  • свист, скрежет, визг и другие посторонние звуки, возникающие в процессе торможения;
  • нарушение устойчивости трактора при остановке и прочее.

Производится обычно ремонт тормозов МТЗ после разборки и снятия узлов. Подобное происходит при выходе из строя внутренних деталей. Мероприятие предполагает прочистку системы, обнаружение изношенных частей и их замену, последующую сборку и регулировку.

Рекомендации по эксплуатации

Причиной плохого торможения является попадание на рабочие диски масла, провоцирующего проскальзывание фрикционных накладок. Протекание смазки в корпуса тормозных барабанов происходит в результате износа сальников, изолирующих масляный картер трансмиссии и масляный корпус муфты блокировки дифференциала соединённый с левым корпусом тормоза трактора. Самоподжимные резиновые уплотнители установлены в крышке стакана, сама крышка уплотняется резиновым кольцом в проточке корпуса заднего моста. При обнаружении замасливания механизма узел разбирают и устраняют причину. Детали промывают бензином и после высыхания производят сборку.

Потеря эффективности работы тормозов возникает в результате износа накладок дисков, а также при появлении канавок в результате износа на рабочих плоскостях. Если общий износ толщины накладок превышает 8 мм — фрикционные диски заменяют новыми. При этом рекомендуется менять детали с обеих сторон для обеспечения одновременного торможения левой и правой сторон.

Причины заклинивания

Многие водители выражают мнение, что конструкция тормозов трактора МТЗ 82 (80) неудачная и довольно капризная в эксплуатации. Основные нарекания на работу системы заключаются в заклинивании механизма в заторможённом положении. Трактористы расходятся во мнениях, обсуждая факторы порождающие заклинивание, однако, общей причиной, возникновения нарушений в работе тормозов и преждевременном износе деталей это загрязнение механизма. Хочется отметить, что быстрое загрязнение является следствием попадания в механизм смазочных материалов, порождающих налипание пыли на детали узла.

Для определения причин возникновения и устранения неполадки нужно произвести демонтаж узла и его разборку. Особое внимание нужно обратить на состояние деталей нажимного механизма и фрикционных дисков.

  • Загрязнение механизма может провоцировать заклинивание в результате попадания твёрдых включений между нажимными дисками. В таком случае загрязнение не позволяет возвращаться дискам в исходное положение после отпускания педали.
  • Выработка в наклонных проточках нажимных дисков, возникновение канавок и задирав, а также износ шариков с потерей формы провоцирует заклинивание.
  • Потеря усилия в натяжении или выпадение возвратных пружин нажимных дисков также являются причиной клина.
  • Выработка шлицов на ступицах фрикционных дисков и валах образует недопустимые зазоры, являющиеся дополнительным фактором заклинивания.
  • Также увлажнённые тормозные диски могут примерзать при отрицательной температуре с включённым стояночным тормозом.

При сборке узла, осуществляя ремонт, обратите внимание на целостность всех соединительных уплотнений и пыльников в выводах для рычагов привода. Предохранение узла от внешних загрязнений и проникновения влаги обеспечит безотказную работу тормозов и продлит эксплуатационный ресурс органов.

Правила эксплуатации и обслуживание тормозов МТЗ-82

Для того, чтобы ремонт тормозов МТЗ-82 было необходимо делать как можно меньше необходимо постоянно регулировать и проводить их ТО. Кроме того необходимо следовать всем советом по эксплуатации трактора.

  1. Осуществлять регулярное зажимание педали тормоза не стоит, так как такое поведение приведет к более быстрому износу нового тормоза трактора.
  2. Не стоит осуществлять резкое торможение, по скольку это стирает тормозные ограничители. В этом случае потребуется замена тормозов достаточно быстро.
  3. Ежедневно необходимо просматривать все детали трактора на повреждения.
  4. Необходимо осуществлять регулировку тормозов на регулярной основе.
Читать еще:  Штиль мс 180 замена поршневой

Устройство и принцип работы

Тормозная система МТЗ 82 с механическим приводом и сухими фрикционными дисками. Два рабочих органа тормозов размещены в цилиндрических корпусах с обеих сторон картера трансмиссии на одной оси ведомой шестерни главной конической передачи с дифференциалом на ведущих валах конечной передачи трактора. Активацией механического привода тормозной механизм обеспечивает остановку ведущих валов левой и правой конечных передач трансмиссии, останавливая движение машины.

Каждый тормозной орган состоит из пары нажимных чугунных дисков и установленных по бокам пары фрикционных дисков. Фрикционные диски размещены на шлицах ведущих валов. Движение нажимных дисков осуществляется приводом через систему рычагов за счёт перекатывания разжимных шариков, установленных между деталями в наклонных проточках. При нажатии педали шарики перекатываются в проточках и набегают на её подъём, раздвигая диски. Остановка вращения ведущих шестерён происходит в результате движения нажимных дисков, при этом фрикционные накладки соединяются одной стороной с поверхностями нажимных дисков и второй стороной с неподвижными поверхностями кожуха и стакана. При удержании нажатия педали шарики максимально набегают на подъём проточки и упираются в буртик, фрикционные диски прижимаются к поверхностям, полностью затормаживая вращения валов. Для параллельности плоскостей нажатия и три проточки с шариками размещены по окружности с шагом 120 ̊ или с пятью проточками с шагом 72 ̊ . Возврат в исходное положение достигается усилием трёх стяжных пружин установленных на паре нажимных дисков. Рычаги и педали привода выходят из рабочего положения также за счёт усилия пружины.

В старых конструкциях МТЗ 80 (82) роль стояночного тормоза выполняет защёлка, удерживающая педали в нажатом состоянии. Тормозная система более новых тракторов оборудована дополнительным тормозным барабаном, выполняющим роль стояночного тормоза. Орган имеет полностью идентичную конструкцию, установлен с права вместе с штатным тормозом на одной оси и управляется отдельным рычагом с секторным фиксатором.

Для синхронного управления тормозами левого и правого механизма педали привода спариваются перемычкой, перед нажатием тормозов выключают сцепление. Для осуществления подтормаживания при поворотах, уменьшая радиус, педали привода разблокируют для возможности торможения отдельно левым или правым органом.

Устройство тормозов МТЗ-82

Трактор Беларус, как правило, оборудуют сухими дисковыми тормозами. Их устанавливают на валах ключевых шестерных колес. Стоят они с обеих сторон, и сверху на них накидываются специальные защитные кожухи.

Тормозная система МТЗ-82 состоит из нескольких элементов:

  1. Два соединительных диска, которые совмещаются с помощью специальных приспособлений с ведущими шестеренками конечных передач.
  2. Фрикционные накладки, наклеенные на диски.
  3. Пара нажимных дисков, которые изготовлены из чугунного материала и соединены с первым элементом конструкции.

Между последними элементами устанавливается несколько разжимных шаров, которые располагают по всей окружности с равными отступами друг от друга. Эти шары должны войти в специальные наклонные гнезда, которые сделаны изнутри на нажимных дисках. Внутри конструкция тормозов тракторной машины полностью защищена от протекания в нее масла, которое содержится на заднем мосту. Защита сделана при помощи установки специальной пары самоподжимных манжет на крышке стакана. Крышка, в свою очередь, получает уплотнение при помощи резинового кольца.

Читать еще:  Мотоблоки нева с редуктором мультиагро против обычного

Рабочий тормоз

На тракторе МТЗ 82 в качестве механизма рабочих (основных тормозов) используются сухие тормоза на дисковой основе. Они расположены в задней части моста с правой и левой стороны соответственно.На рисунке ниже представлена схема устройства рабочего тормоза трактора.

1 — основной кожух тормозной системы; 2 — шариковая основа; 3 — пружинное основание; 4 — диски для соединения деталей; 5 — диски тормозной системы; 6 — вилочное основание; 7 — контргайка крепления; 8 — болт для обеспечения регулировки; 9 — педальный валик; 10 — защелка тормозной системы; 11 — шайба в форме сферы; 12 — рычаг тормозной системы левой стороны; 17 — защелка тормоза на горной поверхности; 18 — тяга тормозной системы; 19 — крышка крепления.

Такая схема тормоза подходит и для моделей 821 и 80. Обычно эти транспортные средства оборудованы ручным типом тормоза.

Регулировка управления как новых, так и старых типов тормозов осуществляется следующим образом:

  • подушки типа А должны быть установлены на поверхность и иметь толщину 2-3 мм;
  • гайки болтов, которые выполняют регулировочную функцию колодок следует отвернуть;
  • провести регулировку рабочих тормозов;
  • вернуть контргайку в рабочее положение.

Стояночный тормоз

При правильной установки ручника стояночного тормоза происходит полная блокировка тормозов под уклоном до 18%, это главное отличие модели мтз82 от предшественников.

Регулировка данного типа тормоза необходимо проводить следующие действия:

  • тормоз ослабляется путем перемещения положения рычага вперед;
  • открутить контргайку винта регулировки 1 и 7 (только после освобождения его от крепления);
  • совместить друг с другом показатели: В1 и В2; рычаг 4 с вилкой 6;
  • вставить паз пальца 5;
  • винт 1 необходимо закрутить до того момента, когда усилия тормоза в размере 400Н будет приходится на промежуток 3 и 4 фиксаторов.
  • затянуть гайку до упора.

Типичные поломки тормозной системы МТЗ

Обеспечивает тормозная система трактора безопасность эксплуатации. Поэтому нужно своевременно выявлять и устранять ее поломки. Чаще всего фермеры сталкиваются с медленным подъемом в ресивере уровня давления. Это происходит из-за утечки воздуха через клапаны. Устранить проблему можно посредством снятия головки компрессора, прочистки клапан и седел, замены поврежденных элементов.

Второй распространенной неполадкой является заедание поршневых колец. К данной ситуации приводит износ последних либо скопление большого количества мусора. Не менее частыми считаются такие проблемы тормозной системы, как:

  • повреждения резиновых уплотнителей;
  • ослабление затяжки гаек и уплотнительных колец;
  • проникновение загрязнений под клапаны;
  • нарушение положения пылезащитной крышки;
  • засорение атмосферного отверстия;
  • деформация уплотнителей штока;
  • дефекты впускного, нагнетательного либо всасывающего клапана;
  • частое срабатывание регулятора давления;
  • заклинивание разгрузочного поршня и прочее.

Любой ремонт тормозной системы трактора должен начинаться с диагностики системы. Доверять его необходимо специалистам, имеющим в обеспечении современное диагностическое оборудование, качественные и надежные запасные части, опыт выполнения аналогичных работ.

Как снизить риск поломок

Ремонт тормозов Беларус можно отсрочить. Для этого необходимо своевременно проводить техническое обслуживание трактора. Специалисты рекомендуют диагностировать пневматическую систему после отработки каждых 960 моточасов. Ежедневно стоит проверять герметичность и целостность крепежных элементов. Также важно производить осмотр компрессоров после 2000 моточасов. Все запчасти, в том числе диафрагма, должны регулярно очищаться от загрязнений.

Уточнить цены и заказать ремонт трактора можно по телефону:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: